Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Способна ли Украина осуществлять реформы?

Послание Президента Украины в контексте тенденций развития постиндустриального общества
22 февраля, 2000 - 00:00

Структурная перестройка в США в 80-е годы, известная как рейганомика, привела к бурному развитию наукоемких и высокотехнологических отраслей, выделению знаний и информации в самостоятельный продукт.

В США доля работников, непосредственно выполняющих производственные операции, составила менее 10%, в аграрном секторе работает 2,7% совокупной рабочей силы, а в добывающей промышленности — 1,4% (в Германии — до 1,1%). В то же время в информационном секторе занятость в 1991 г. в США достигла 48,3%, и доля этого сектора продолжает увеличиваться. Кабельные сети охватывают 80% американских домов, на 1000 американцев приходится 233 компьютера. По итогам 1997 г., 23% всех американцев старше 18 лет имели подключенный к Интернету компьютер. В Бостоне, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке занятость в сфере услуг достигла 90% общей численности рабочей силы.

В 1996 г. в США на первые места фондового рынка среди отраслей хозяйства вышли компании, предоставляющие финансовые услуги (14,6%) и работающие в сфере медицины (10,7%), тогда как в 1960 г. они занимали последние места. В то же время в 1996 г. компании, осуществляющие массовое производство ТНП, заняли последнюю позицию (2,77%). С начала 1998 г. федеральный бюджет США стал сводиться с растущим профицитом, составившим 39,1 млрд. долларов в 1998 г. и 54,2 млрд. долларов в 1999 г., и наблюдается тенденция роста профицита в дальнейшем. Суммарные расходы госбюджета США, составлявшие 20,1% ВНП в 1997 г., должны сократиться до 18,8% в 2003 г., при этом доходы, составлявшие в 1997 г. 19,8% ВНП, продолжают быстро расти, в том числе по причинам еще до конца не понятным американским экономистам. В США только 6,6% ВНП производится в отраслях, регулируемых государством.

Масштабное повышение акций в 1992—95 гг. привело к тому, что в США и Великобритании отношение рыночной капитализации торгующихся на основных биржевых площадках компаний к ВНП составило 93 и 120%. Если эта тенденция не прервется, то этот показатель в США в 2000 г. превысит 200%. Этот скачок цен акций произошел в условиях фактически неизменных процентных ставок в США, Великобритании и Германии. Примечательно, что этот рост котировок происходил на фоне стагнации фондового рынка в развивающихся странах, а также в новых индустриальных странах Азии. Так, индекс Nikkei снизился более чем в два раза с 1990 по 1998 год по сравнению с ростом индекса Доу- Джонса в три раза с 1995 по 1999 год.

Наблюдается рост разрыва между балансовой оценкой высокотехнологических компаний и их рыночной ценой. Так, «Нетскейп» при фондах в 17 млн. долларов оценивалась на рынке в 3 млрд. долларов. Доля на рынке 500 ведущих американских компаний сократилась до 10% ВНП США, в то же время неуклонно растет роль малых предприятий и венчурных фирм. В середине 90-х объем венчурного капитала рос на 35—45% в год и достиг почти 9 млрд. долларов в 1997 г., и для их оценки были введены специальные фондовые индексы.

Особенно удивительные изменения происходят в экспортной политике. Так, 50% экспорта из США в 1996 г. обеспечивалось компаниями с численностью работников 19 и менее человек, а компании из 500 и более сотрудников обеспечивали только 7% экспорта. Малые и средние предприятия обеспечивают 65% товарооборота в ЕС.

Происходит изменение и в инвестиционной активности западных стран. Беспримерен всплеск инвестиций в США и Западную Европу на фоне резкого сокращения экспорта капитала в Латинскую Америку, Азию и Восточную Европу. В настоящее время более 80% всех прямых иностранных инвестиций направляются в развитые страны. Американские инвестиции в ЕС растут и составляют 50%, в то время как в Японию и новые индустриальные страны Азии падают и составляют 8%, а на долю Мексики приходится 3%. При этом надо учесть, что США способны инвестировать в экономику зарубежных стран более 100 млрд. долларов ежегодно. На торговый оборот между США, Японией и странами Европы приходится 90% всей мировой торговли.

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:

1. Произошел кризис традиционной индустриальной модели, лидером которой была Япония, и к концу 90-х она откатилась назад по сравнению с 80-ми. Развитые страны вступили в период деиндустриализации экономики.

2. Новый продукт — знания и информация — становится стратегическим товаром. Он может бесконечно тиражироваться без уменьшения первоначальной стоимости, что и приводит ко многим переоценкам экономических показателей, в частности понятия амортизации, балансовой стоимости и т.д.

3. Инвестиции переориентировались с расширения производства на накопление человеческого капитала. Таким образом, может происходить рост экономики при снижении инвестиций. С инвестициями в человеческий капитал связаны инвестиции в сферу услуг и в медицину.

4. Реальное богатство постиндустриальных стран отражается в финансовых показателях, за которыми все в меньшей степени стоит совокупность материальных активов, цена которых будет продолжать снижаться, и все в большей мере ценности, воплощенные в человеческом факторе — так называемый человеческий капитал.

5. Резкое снижение энергетической и сырьевой зависимости постиндустриальных стран.

6. Сегодня быстрое и успешное развитие вполне реально в условиях отсутствия роста большинства макроэкономических показателей.

7. Низкая цена рабочей силы в развивающихся странах становится фактором, тормозящим рост конкурентоспособности этих стран и приводит к оттоку человеческого интеллектуального капитала из них. В то же время низкая цена рабочей силы в этих странах не компенсирует еще более низкую производительность в сфере производства товаров индустриального сектора экономики и делает их неконкурентоспособными.

8. Основным препятствием для инвестиций в развивающиеся страны является не ограниченность финансовых возможностей инвесторов, а социально- экономическая ситуация в этих странах и неподготовленность их к принятию инвестиций в перспективные области развития, а также крайне низкая покупательная способность населения этих стран. Так, при средних зарплатах в Украине $40 в месяц на человека и среднедушевом ВНП $600 (приближающимся к отсталым африканским странам) может существовать лишь такой микроскопический рынок, что для американских инвесторов он подобен заботе слона о муравье. Поддержка Украины осуществляется только по политическим мотивам, а американская помощь в 199 млн. долларов США фактически равна эмиссионному доходу США от долларов, оборачивающихся в Украине.

9. В западных странах растет понимание относительной бесперспективности рынков развивающихся стран.

10. Обычный показатель производительности устарел, так как он не учитывает эффективности сферы услуг и сферы информационных технологий. Технологический прогресс в США принял самоподдерживающийся и самодостаточный характер, чего не могут отразить традиционные экономические показатели. Методика определения показателя производительности неприменима в отношении интеллектуального труда. Так, инвестиции в информационные технологии в банковской сфере росли в США с темпом в 27,9%, а прирост производительности не превосходил 0,1% в год. А в здравоохранении рост инвестиций на 9,3% в год сопровождался спадом производительности на 1,3%.

11. Снижение интереса постиндустриальных стран к массово производимым потребительским товарам.

12. Вполне реально в условиях постиндустриального общества снижение цен в условиях роста экономики.

АНАЛИЗ ПРОЕКТА ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

С учетом сказанного проанализируем проект послания Президента Украины к Верховной Раде в 2000 г. Рассмотренным выше постиндустриальным тенденциям в проекте уделено очень важное место. Так, на первоочередном месте среди стратегических приоритетов на 2000—2004 гг. стоит развитие «интеллектуального потенциала нации и научно-технологические инновации, применение которых существенно изменяет объемы и качество производства и потребления». В проекте подчеркивается, что следует создать «эффективную систему защиты интеллектуальной собственности».

В проекте дан детальный анализ того научно-технического потенциала, которым обладает Украина, и намечены перспективные области развития, кроме хорошо известных, в частности, авиации, космоса, танкостроения и др., особо выделены биотехнология, материаловедение, технологии в области информатики, телекоммуникации и связи. Указано, что внимание правительства должно быть сконцентрировано на «интеграции в глобальную информационную структуру, на обеспечении участия Украины в международных проектах строительства трансъевропейских волоконно-оптических линий связи и т.д.». Также отмечается необходимость формирования транспортно-коммуникационной сети, создание отраслевых и региональных центров трансфера высоких технологий, что чрезвычайно актуально для нашей страны.

В сфере услуг основное внимание уделяется развитию финансовых услуг — области, развитие которой явно не соответствует требованию времени и нуждается в глубоком реформировании.

В проекте говорится: «НБУ и правительству необходимо реализовать комплексную программу оздоровления и укрепления банковской системы, усилить ее надежность, повысить уровень капитализации банков, всестороннее развитие специализированных банковских, в т.ч. ипотечных учреждений, финансово- инвестиционных институтов». Также необходимо создать «Государственный банк реконструкции и развития» и «обеспечить всестороннее развитие системы лизинга». Обращается внимание и на «активное содействие развитию венчурного бизнеса как одного из важнейших элементов инновационной системы».

В проекте послания отмечается, что дальнейшее ускорение темпов экономического роста может осуществляться на собственной инвестиционной базе и «в основном на достаточной рыночной основе». Это возможно лишь на основе стимулирования внутренней инвестиционной активности, что невозможно при низкой стоимости рабочей силы. Экономика, которая базируется на низкой стоимости рабочей силы, не только утратила стимулирующую функцию, но и «не стимулирует процесс накопления, качественное восстановление человеческого капитала», отмечается в проекте. Поэтому необходима «активная политика опережающего роста стоимости рабочей силы».

Таким образом, мы видим, что основные тенденции постиндустриального общества находят непосредственное отражение в предлагаемом проекте.

В то же время вызывают удивление расчеты экономических советников, принимавших участие в подготовке проекта, которые в качестве цели задают в 2000—2004 гг. рост реальных доходов населения в 1,3—1,4 раза, что прямо противоречит основным положениям проекта. При средней зарплате в настоящее время около 40 долларов в месяц такой рост вряд ли позволит решить задачи «повышения покупательной способности населения, сделать доступным удовлетворение его жизненных потребностей».

Вызывают удивление и индикативные цифры роста ВВП на I этапе в 2000 году — на 2% и в 2001 г. — 4%. И на II этапе (2002—2004 гг.) — в среднем на 6,5%.

И вот почему. В настоящее время среднедушевой ВВП в Украине составляет менее 600 долларов. А на 2000 год в бюджете предусмотрен среднедушевой ВВП 520 долларов, что уже сравнимо с уровнем отсталых африканских стран и объективно превращает Украину в отсталую резервацию по сравнению с ее соседями. В России — около 1500 долларов, в Польше — более 3000, а в развитых странах находится в пределах $20000— 30000. С такими планируемыми темпами роста к 2004 году Украина будет иметь среднедушевое ВВП 650 долларов (считая от 520 долларов в проекте бюджета на 2000 год), в то же время надо учесть, что в указанных странах этот показатель также растет, причем во многих — весьма динамично и устойчиво.

Так, Россия уже имеет рост ВВП в 2% по результатам 1999 г., и ее экономика набирает обороты. Так, в январе, по заявлению господина Починка, Россия собрала 400 млрд. руб. налогов ($13,8 млрд.), превысив план на 30%. Сравните с Украиной — около 250 млн. долларов в январе (при населении, численность которого всего лишь в 3 раза меньше, чем в России) при существующей монетарной и экономической политике она больше дать и не может. Польша давно имеет устойчивых 5% роста ВВП в год. В США достигли 5,8% в год. В Украине же в бюджете на 2000 год правительством заложена цифра 0,5% — еще более низкая по сравнению с проектом послания. Причем эта цифра опирается на гривню, которая обесценивается скорее инфляции.

Я все время задаю себе вопрос, а интересуются ли вообще разработчики украинских программ и бюджетов событиями и процессами, которые происходят за пределами Украины? Или эти программы и бюджеты — квинтэссенция нашего хуторянского образа мышления — главное, чтобы себе нравилось.

Обеспечение таких показателей приведет к тому, что Украина к 2004 году будет окончательно выброшена за пределы развития цивилизации и будет абсолютно не интересна в качестве объекта внимания западным инвесторам и не только им. Потому что к 2004 году при таких показателях развития внутренний рынок Украины с точки зрения западного инвестора практически исчезнет, поскольку уже сейчас бизнес-проекты на сумму менее 100 млн. они практически не рассматривают. Интерес к нему сохранится только со стороны инвесторов экзотических островов Тихого океана. Остается только догадываться, откуда на этих островах знают об Украине.

Чтобы оценить скромные размеры этого рынка, можно привести такой пример. ВВП Украины, в пересчете на доллары США, планируется в бюджете на 2000 год в объеме около 26 тыс. долларов, в то время как, например, в Нидерландах, небольшой европейской стране, ВВП уже превысил 300 тыс. долларов США. Более того, страну окончательно покинут уцелевшие интеллектуальные кадры, и к 2004 году она как страна может перестать существовать и либо присоединится к России (при номинальном суверенитете), либо распадется на две части: Левобережная отойдет за долги к России, а Западная Украина поглотится Польшей. Это, конечно, в том случае, если события не начнут развиваться по болгарскому сценарию.

Для того чтобы Украина не оказалась на обочине цивилизации, необходимо кардинально пересмотреть многие вещи, происходящие в стране, поскольку возможностей для развития здесь еще сохраняется масса, особенно пока Украина совсем не растеряла главную ценность постиндустриального общества — человеческий капитал.

Как отмечает В. Иноземцев: «Страны, стремящиеся войти в постиндустриальное сообщество, до тех пор не вступят в заветный круг, пока не станут развиваться на собственной базе, пока не создадут новые технологические решения и разработки, пока не воспитают работников постиндустриального типа, являющихся носителями постэкономических ценностей».

На мой взгляд, в 2000 году необходимо, во-первых, не допустить сокращения среднедушевого ВВП, а также, во-вторых, посвятить разработке взаимоувязанной системе законов и обеспечить за 2001-2002 годы 2,5—3- кратный рост ВВП, доведя его до среднедушевого $1500, что совершенно реально.

А с 2003 года Украина обязана выйти на 10—12% ежегодного роста. Такая реформа еще не позволит Украине войти в постиндустриальное общество, но сохранит ей, по крайней мере, стартовые возможности, т.е. нахождение на ступеньке вагона, идущего в будущее. Для этого прежде всего следует уделить внимание следующим факторам:

1. Разработать меры по активному вовлечению собственности в денежный оборот. Обеспечить активное развитие внутреннего рынка.

2. Провести кардинальную реформу денежного обращения страны с параллельным созданием, как отмечалось в проекте, эффективно действующей финансовой системы и радикально изменить инвестиционный климат.

3. Провести, как указывалось в проекте, инвентаризацию производств и госсобственности Украины и разработать меры по стимулированию перспективных направлений и решительному сворачиванию отживающих высокозатратных производств индустриальной эпохи. Другими словами, надо обеспечить истребление малоэффективных производств.

4. Провести налоговую реформу с учетом требований постиндустриального общества, а не индустриального, как сейчас планируется. И прежде всего, за счет ренты и налога на импорт энергоносителей.

5. Разработать программу по повышению доверия со стороны населения к деятельности государства, что позволит привлечь огромный внутренний источник инвестирования, который сохраняется в имеющейся у населения валюте, за счет чего США получают сеньораж в размере от 200 до 500 млн. долларов в год.

6. Обеспечить привлечение зарубежных источников финансирования в высокодоходные области, не требующие больших капиталовложений и обладающие быстрой отдачей, в частности в туризм.

7. Обеспечить ускоренную реформу и развитие здравоохранения как один из важнейших источников сохранения и повышения эффективности человеческого капитала.

8. Обеспечить, как указывалось в проекте, всестороннюю поддержку малого бизнеса, особенно венчурного, но не такими методами, как сейчас сделано с единым 10-процентным налогом, когда троекратно взимается НДС. Первый раз — когда малое предприятие закупает продукцию, второй раз — когда платит 10-процентный налог (4% — учитывает НДС) и третий раз — когда осуществляет продажу своей продукции через магазины, которые платят 20% НДС со всей суммы продажи, включая уже оплаченные НДС. Таким хитрым кульбитом НДС в стоимости товара вырастает от 25% до 35%. А при двукратной передаче продукции — например, как узел в готовом изделии — НДС составит 50%. С такой поддержкой можно развалить все, что еще хоть как-то работает.

В заключение хотелось бы отметить, что если ставить цель — 5-6% роста ВВП при такой глубине падения экономики и такому масштабному выведению собственности из обращения, какое наблюдалось в последнее 10-летие в Украине, и такой расстроенной денежной системе, то мы, как говорит психология, получим в лучшем случае 2-3%.

Причины этого падения во многом не объективны, а субъективны и связаны не только с менеджментом на уровне 70-х годов, но прежде всего с интеллектуальным обеспечением реформ социалистическими экономистами, сформировавшимися на социалистической экономике 70-х — начала 80-х годов, которые формально использовали отживающие схемы западного индустриального общества и почему-то поэтому прослывшие реформаторами.

Надо ориентироваться на совершенно другие цифры и исходить из минимально критичной цифры среднедушевого ВНП, эквивалентной 1500 долларов, и, уже исходя из этой цифры, искать методы, средства, нестандартные схемы по ее обеспечению в течение нескольких лет — тем более, что при разумном подходе и тех потенциальных возможностях, которые еще существуют в Украине, мы еще можем остаться в цивилизации. А такие методы и схемы существуют. Позитивный опыт тех стран, которые сумели выйти в свое время из кризиса, в частности США, Германии, Японии, Китая, Чили, показывает, что при глубоком падении и последующей разумной и смелой экономической политике всегда наблюдались огромные цифры роста ВВП. Они начинают резко тормозиться, когда душевой доход ВВП достигает 15—20% от уровня самых развитых стран, поскольку тогда следует вводить иные технологии обеспечения роста, требующие других подходов и более высокой квалификации специалистов и другой уровень бизнес-среды.

И еще одно замечание в отношении проекта послания Президента. В нем явно не хватает раздела, где были бы показаны сравнительные параметры развития Украины на фоне других стран, в частности России, стран Западной Европы и США. Чтобы мы могли знать, в каком месте мировой цивилизации мы находимся и где будем находиться через 5 лет.

Кроме того, следует ввести критерии оценки эффективности реформ и индикативные показатели, расписанные по разделам и годам. Чтобы была возможность мониторинга программы как со стороны руководства страны, так и со стороны ее граждан. Тогда есть шанс, что этот проект станет не только очередным базовым документом Украины, но и воплотиться в жизнь, что значительно важнее, чем красиво написанная, но не выполненная программа, которых наше население перевидало на своем веку немало, начиная от знаменитой хрущевской.

Сергей УДОВИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ