Контекст, среди всего прочего, таков, что любое аутентичное фольклорное пение автоматически попадает у нас в разряд шароварщины, что модная молодежь по соседству, на майдане Незалежности, отплясывающая под хип-хоп, все украинское считает, скорее, экзотическим видом виртуальной реальности, чем собственной идентификацией. Тем не менее на вечере двадцатилетия ансамбля «Древо» и в зале, и на сцене молодых лиц хватало. Так что, очевидно, каждый выбирает свой ритм и свою музыку.
Отец-основатель ансамбля «Древо» Евгений Ефремов, сделав выбор 20 лет тому назад, сумел превратить свое детище не просто в некое практическое дополнение к обучению теоретиков-фольклористов, но и в полноценный и популярный далеко за пределами Украины музыкальный организм. Многочисленные успехи «Древа» в Европе и Америке — яркое тому подтверждение. Современные, высокообразованные люди, однажды предавшиеся странному занятию — собирать, реконструировать и петь полузабытые, а то и вовсе неизвестные народные раритеты, свою любовь передают в истовом и мастерском исполнении. В воскресный вечер в консерватории (любопытно, что и первое выступление «Древа» в 1980 году также состоялось в Малом зале) «Древо» исполняло песни, которые ныне и не в каждом селе услышишь. Песни разные: лирические и солдатские, казачьи и свадебные, шуточные. Основу программы составил фольклор Полтавщины — очень одаренного и помнящего свое прошлое региона, звучала также и интереснейшая традиция Полесья, Черкасщины, Киевской области. Вокальные изыски дополнялись реконструкциями свадебного танца «Шир» и пасхальной игры «Кострубонька». В целом же атмосфера неподдельного праздника, почти что дружеской встречи (большинство присутствовавших в зале были в большей или меньшей мере знакомы между собой) выдерживалась практически до конца. Это были настоящие именины, истинно семейное торжество, которое совсем в фамильном духе дополнили уже дочерние ансамбли «Володар», «Божичи», безымянная студенческая капелла, основанные теми, кто когда-то прошел через школу «Древа».
Искусство памяти — увлечение немногих. Но память, запечатленная в созвучиях, может стать садом, то есть местом, открытым для всех. Такой сад и взрастило вокруг себя «Древо» за свои двадцать лет, достойных золотого века.