Ведь речь идет не о целесообразности или нецелесообразности
иностранных инвестиций в экономику Украины, а о различных формах экономической
мимикрии предприятий с иностранными инвестициями к несовершенствам в законодательстве
и в системе государственного контроля относительно их экономической деятельности.
На практике эти нормы используются на защиту отдельных
немногочисленных предприятий с иностранными инвестициями. Ситуация доведена
до абсурда, ибо инвестиции в них составляют до $ 50. И часто они сделаны
в виде телефонных аппаратов или факсов. А обороты на рынке нефтепродуктов
этих фирм доходят до сотен миллионов гривен.
Кроме того, что эти предприятия имеют льготы по иностранным
инвестициям, они еще и специально зарегистрировались в селах, имеющих статус
радиационно-загрязненных территорий, который дает дополнительные льготы.
Такая фирма как «Бизон» зарегистрирована в селе под Шосткой (Сумская область),
а такое СП как«Торг Имекс» — в поселке Маневичи на Волыни. Эти юридические
адреса еще не означают, что данные фирмы там работают. В названных населенных
пунктах их представителей фактически нет. Таким образом они только получают
двойную страховку, чтобы удержать свои льготы — освобождение от НДС, акциза,
таможенных сборов.
Благодаря таким льготам эти фирмы стали монополистами на
внутреннем рынке по продаже нефтепродуктов и некоторых других товаров,
в частности, мясопродуктов, птицы, кондитерских изделий. Они практически
задавили конкурентов. А отечественное птицеводство даже уничтожили. Ввоз
в Украину так называемых окорочков заблокировал возможность реализации
этой продукции отечественного производства на внутреннем рынке.
Следовательно предоставление льгот предприятиям с иностранной
инвестицией дало толчок не только процессу монополизации внутреннего рынка,
уничтожению конкурентной среды, но и привело к серьезному искривлению даже
самих правовых норм относительно защиты иностранных инвестиций. Не за горами
весенние полевые работы, когда вопрос поставки горючего в Украину очень
обостряется, учитывая еще и проблему ценообразования (мы знаем из опыта
прошлого года, что в связи со всем этим создались трудности вследствие
просчетов в государственном регулировании), и предварительное тестирование
этой проблемы вместе с вышеприведенными рассуждениями вынудило поставить
на повестку дня Совета национальной безопасности и обороны данный вопрос.
Почему именно этот орган обязан заниматься данной проблемой?
Ведь она касается законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституционного
суда. Генеральный прокурор в прошлом году обращался в Верховный суд с просьбой
прокомментировать некоторые нормы действующего законодательства, чтобы
было понятно, где начинается и где заканчивается правовое поле. Это было
вызвано, в частности, и тем, что попытки ограничить возможности совместных
предприятий обходить закон со стороны прокуратуры и арбитражных судов были
обжалованы этими структурами в судах общей юрисдикции и они приняли решение
в их пользу. Формально их выводы верны. Вопрос в том, все ли обстоятельства
при этом были учтены. Например, решение Новозаводского районного суда города
Чернигова (июнь 1998 года) относительно дочернего предприятия «Актив» общества
с ограниченной ответственностью «АРИ» привело к тому, что эта структура,
которая занималась главным образом поставкой нефтепродуктов, не заплатила
с августа 1998 года 480 млн. грн. пошлины, 168 млн. грн. акцизов, 678 млн.
грн. НДС, около 75 млн. грн. таможенных сборов, а в общем на основании
этого решения не заплачено в бюджет 1 млрд. 401 млн. гривен. Общество с
ограниченной ответственностью «Лютня» не заплатило 855,7 млн. грн., фирма
«Бизон» — 146,5 млн. грн., фирма «Фианит» — 186 млн. грн., ее дочернее
предприятие «Виктор» — 146 млн. грн., «Олимпик» — 162 млн. грн.
Многочисленные фирмы, пользующиеся перечисленными льготами,
на самом деле являются дочерними предприятиями двух-трех фирм, таких как
«Буртекс» и «АРИ», они размножились и действуют почти во всей Украине.
Киевский районный суд города Харькова по иску фирмы «Лютня» принял решение,
в результате которого бюджет недополучил 855 млн. грн. 28 таких решений
судов первой инстанции привели к тому, что государство недополучило 3 миллиарда
43 миллиона 837,5 тысяч грн. Свидетелем этого юридического казуса была
вся страна. Но ведь законодательство предусматривает защиту вложенной иностранной
инвестиции, которая главным образом должна обеспечивать беспрепятственное
получение и вывоз прибыли, а в данном случае произошло совсем другое. Потому
что инвестиции таких фирм, это в основном малоценное оборудование, которое
использовалось для собственных нужд и не содействовало созданию новых рабочих
мест.
К этой ситуации причастна и Верховная Рада, которая каждый
раз, когда по инициативе Кабмина, прокуратуры и даже Президента, поднимался
данный вопрос (а она возвращалась к этому несколько раз), выносила не самое
лучшее решение.
Сегодня Украина остро нуждается в инвестициях. В то же
время как отличить «чистую» инвестицию, работающую на национальные интересы
от псевдоинвестиции «через оффшор», дестабилизирующую украинский рынок?
Какими должны быть законодательные и административные барьеры, через которые
«пройдут» проекты, направленные на рост производства, создание рабочих
мест и «раскрутку» украинских торговых марок, а торгово-посреднические
схемы в инвеступаковке были бы «отсеяны»? Как достичь баланса между потребностью
в инвестициях и необходимостью наполнить бюджет? Об этом — в комментарии
секретаря СНБОУ Евгения МАРЧУКА.
Ведь «льготные» структуры, имея огромные средства, создали
в парламенте свое лобби, и постоянно слушания в парламенте завершались
не в интересах государства, а наоборот, еще больше укрепляли их позиции.
Хотя никто из этих фирм не вкладывал деньги в производство, в инфраструктуру,
все они практически занимались торгово-посреднической деятельностью. Но
парламентское лобби и сейчас не отказывается от своих намерений. В то же
время настоящие инвесторы, которые работают на украинском рынке, никаких
льгот не просят. На встрече с Президентом, состоявшейся в ноябре прошлого
года после его инаугурации, самые крупные инвесторы, работающие в Украине:
Кока-Кола, Моторола, Джон Дир, Ситибанк и другие (всего их было 27) просили
предоставить им именно равные условия с нашими отечественными субъектами
хозяйствования. К тому же европейское законодательство почти не знает каких-либо
льгот или привилегий для инвесторов. Это в Украине создана такая уникальная
ситуация. Идея была хороша — максимально благоприятные условия для прихода
инвесторов. Но как следствие — созданы серьезные проблемы, в том числе
и для иностранных инвесторов. Например, некоторые иностранные фирмы, которые
хотели бы продавать в Украине нефтепродукты, в том числе российские, отказываются
выходить на наш рынок из-за того, что в связи с деятельностью «льготников»
(которые могут манипулировать ценами по своему усмотрению) априори будут
на нем неконкурентоспособны. Парадокс в том, что закон, который должен
защищать иностранных инвесторов, желавших бы работать на нашем рынке горючего,
на самом деле не позволяет им это сделать, потому что здесь действуют три
монстра, которые монопольно, пользуясь льготным режимом, овладели рынком.
Следовательно вопрос льгот касается и судебной власти (вчера
состоялся пленум Верховного суда Украины по этому вопросу). И Верховная
Рада не должна стоять в стороне от решения этих проблем, и исполнительная
власть, в частности государственные администрации на местах, регистрирующие
такие фирмы. Ведь очень легко убедиться, что фирма (зарегистрированная
в селе около Шостки с оборотом в несколько сотен миллионов долларов) почти
монопольно занимается поставками горючего, но не имеет в этом населенном
пункте ни конторы, ни какой-либо иной структуры, и потому не является легитимной.
Как говорится, государственные органы здесь сильно проворонили. Я уже не
говорю о таких ведомствах, как таможня, которые имеют постоянный мониторинг
всего импорта и акцизов. Таможня поднимала это вопрос, но до сих пор —
безрезультатно. Если удельный вес импорта подакцизных товаров в общих объемах
импорта совместных предприятий в 1999 году был 59%, а удельный вес импорта
СП в общих объемах импорта — 52%, то в этом году только за две декады удельный
вес импорта подакцизных товаров СП, пользующихся льготами, в общих объемах
импорта подакцизных товаров — 64%. Это свидетельствует о монопольном положении
на рынке данных структур. Только за первые 20 дней этого года, на которые
приходились еще и многодневные рождественские каникулы, они не заплатили
в бюджет 22 млн. грн. благодаря льготам. При завозе этилового спирта —
237 млн. грн., масла сливочного и других масел— 5 млн. грн. Следовательно
проблема интегральная, комплексная, которой должны заниматься все ветви
власти.
Имея большие деньги и доступ к средствам массовой информации,
политикам, эти структуры создали соответствующее лобби не только в парламенте.
Они вхожи и в правительство. Так на заседании СНБО министр экономики Тигипко
заявил, что они намекают на возможность осложнения ситуации накануне весенних
полевых работ. То есть государство сейчас практически оказалась в ловушке,
позволив двум-трем монополистам в сфере нефтепродуктов укрепиться настолько,
что теперь они могут шантажировать правительство приостановкой поставок,
которая вызовет соответствующие трудности для сельхозпредприятий. Они даже
оказывают политическое давление на руководство государства. Следовательно
существование несовершенного законодательства и привело к политическим
последствиям. Ясно, что все эти негативы следует нейтрализовать. Для того
мы и провели в четверг заседание Совета национальной безопасности и обороны.
Мы будем создавать самые лучшие условия для реальных инвесторов, которые
идут с инвестициями в Украину, и следить, чтобы они не страдали от действий
монополистов. Монополию же на перечисленных и всех других рынках ликвидируем.
Для противодействия недобросовестному использованию льготного режима, который
грозит монополизацией рынка в отдельных сферах или приводит к поступлению
на внутренний рынок некачественных изделий, причиняет вред окружающей природной
среде, целесообразно задействовать рычаги антимонопольного и экологического
законодательства, системы контроля качества и т.д.
Понятно, что эти меры носят тактический характер. В то
же время необходимо планировать мероприятия, стратегию, которая бы базировалась
на балансе интересов государства и потенциальных инвесторов. В связи с
этим необходимо в ближайшее время разработать основы национальной политики
Украины в инвестиционной сфере, рассчитанной на перспективу. В ее рамках
определить основные государственные приоритеты в сфере инвестирования,
методы и средства влияния на инвестиционные процессы и управление инвестициями,
информационные и банковские инструменты содействия инвестициям, систему
страхования инвестиционных рисков и т.д.; срочно проработать и внедрить
экономические регуляторы относительно ограничения ввоза товаров, производство
которых существует или может быть достаточно быстро налажено в Украине,
и одновременно стимулировать ввоз товаров критического импорта, высокотехнологической
и наукоемкой продукции; усилить ограничение на экспорт непереработанного
сырья; внедрить систему льгот для отечественных и иностранных инвесторов,
нацеленных на развитие отечественного наукоемкого конкурентоспособного
промышленного производства (стратегических инвесторов), предоставив им
определенные льготы относительно экспорта такой продукции.
Действительным иностранным инвесторам, которые честно и
серьезно работают в Украине и имеют намерения работать и впредь, нечего
волноваться. Рассмотрение и решение этого вопроса на СНБО улучшат их дела,
особенно на рынках, о которых упоминалось выше. Спекуляции, которые могут
быть вокруг этого, а именно: утверждение, что начинается наступление на
инвестиции, это ни что иное, как защитные технологии нескольких «льготных»
фирм. Так как право на льготы для предприятий с иностранными инвестициями,
что является действительно благородным замыслом, эти фирмы превратили в
издевательство над законом и бюджетом Украины. В результате государство
потеряло от непоступления в бюджет около 10 млрд. грн. И можно много говорить
о том, сделано это по закону или нет, но факт: на некоторых внутренних
рынках создана жестокая конкуренция, государству нанесен огромный ущерб,
оно поставлено в зависимость от нескольких монопольных структур на рынке
нефтепродуктов, ставших фактором, с которым нужно хотя бы временно, но
считаться. Но дальше так быть не может. Президент дал указание правоохранительным
органам разобраться со всеми фигурами, которые стоят за этими фирмами.
Следовательно, изучение этого вопроса не закончено...