Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Крымский тайм-аут

Вмешательство Президента в кризис власти на полуострове привело к временному перемирию
2 февраля, 2000 - 00:00

Посмотрим на сессию глазами рядового избирателя: что Крыму дали два дополнительных дня препирательств депутатов в зале заседаний ?

Даже если допустить, что сессия вообще состоялась, то придется отбросить существующие сомнения в легитимном созыве сессии, не обращать внимание на то, что необходимые для открытия сессии 52 голоса появились на табло с появлением в зале народных депутатов Украины Анатолия Франчука и Анатолия Дроботова, которые в разное время были главами крымского правительства. А в остальное время сессии количество депутатов в зале явно не дотягивало до 50, хотя табло показывало временами 63 голоса! Нужно закрыть глаза и на то, что группа «Центр», не будучи зарегистрированной (до сих пор неизвестно сколько депутатов входят в нее), называлась фракцией и выступала наравне с фракциями. Конечно, отчет правительства в Крыму нужен и мог быть полезным мероприятием в парламенте, если бы он был нормально и спокойно организован, но благодаря этим привнесенным обстоятельствам он превратился в фарс, совсем не снявший прежнего противостояния.

Если сессия и имела «большое значение», то только в том, что показала насколько глубокие разногласия и насколько разные подходы в оценках имеют парламент и правительство Крыма. Она показала, что действительно эти противоречия заключаются не столько в личностных, между Грачом и Куницыным, подходах, сколько в различии мировоззрений и методов работы нескольких групп депутатов. И Леонид Грач, как это ни неприятно осознавать ему самому, является лидером только одной из них, коммунистической фракции, не составляющей большинства. И если бы не вмешательство Президента, который заявил о несогласии с отставкой Куницына, а также перед началом сессии поговорил и с Грачом, и с Куницыным, призвав их закончить дело миром, то конфликт мог бы приобрести самы е уродливые формы.

Приглашенный на трибуну Сергей Куницын сказал, что получил документы внеочередной сессии только в пятницу (причем в проекте постановления уже был определен вердикт — признать работу неудовлетворительной и отправить правительство в отставку), и к утру понедельника правительство, которое является также коллегиальным органом, не смогло рассмотреть и утвердить отчет, а поэтому и никому не поручило выступить с ним. Он просил перенести сессию еще на один день, чтобы правительство могло оформить отчет необходимым образом. Но депутаты начали рассматривать отчет правительства… без самого отчета.

С содокладом выступил депутат Анатолий Коцеруба. Содоклад состоял исключительно из критических замечаний. Куницына обвинили во всем: в отключениях электроэнергии, в нехватке газа, в неплатежах, в отсутствии резервного топлива, в развале сельского хозяйства, в росте цен на хлеб, в том, что поднялись из кризиса только отдельные предприятия, а не все, и даже — в инфляции гривни. Нет сомнения, в чем-то крымское правительство недорабатывает, где-то виноват и сам Куницын, и критика на сессии могла бы пойти ему и Крыму только на пользу, если бы была высказана вдумчиво, корректно, если бы правительство обвиняли не во всем чохом, а только в том, в чем оно действительно виновато. Директор автозавода Анатолий Лазарев, например, обвинил главу правительства в том, что он мало внимания обращает на его производство, хотя все знают, что автозавод вниманием власти не обойден и на заводе был даже Президент страны. Депутат увлекся аналогиями и, чрезмерно «выпрямив» ситуацию, сказал, что, по его мнению, «на одном заводе не может быть двух директоров», так, видимо, и «директором Крыма» может быть только один человек. Председатель депутатской комиссии по АПК и бывший вице-премьер по сельскому хозяйству Федор Снегирев обвинил Куницына в развале сельского хозяйства, хотя возможно ему следовало бы поделить ответственность пополам с правительством. Депутат Александр Поморцев поставил в вину правительству то, что цена картофеля в стране достигла цены бананов.

Естественно, что в такой обстановке голос самого Сергея Куницына о том, что рост промышленного производства в 18,4 процента не фикция, что совершенствование налоговой и бюджетной работы, создание резерва зерна в 24 тысячи тонн, создание свободных экономических зон и регионов приоритетного инвестирования в курортных местностях и на транспорте — результат работы правительства, услышан не был.

Суть происходящего выразил депутат Анатолий Коцеруба: «Я был против отставки правительства Анатолия Франчука в 1998 году, и других позиций у меня нет», — сказал он залу, в котором сидел Анатолий Франчук.

Однако когда стали голосовать, то решение об отставке правительства не приняли даже за основу. Дальше началась неразбериха — ни одно решение не принималось. Предлагают закрыть сессию — не проходит. Предлагают продлить сессию — не проходит. Предлагают принять отчет всего лишь к сведению — не проходит. При этом депутат Николай Агеев обращает внимание председателя на то, что депутаты голосуют несколькими карточками — Леонид Грач не обращает на это внимания, а цифра на табло уже выросла до 61 и 63 голосов. Предлагают возвратить постановление на доработку и вернуться к нему на очередной сессии — не проходит… После каждого голосования Леонид Грач растерянно спрашивает у зала: — Что дальше? Опять вносят какое-то предложение, опять голосуют — опять не проходит…

Утром во вторник голосование опять начинается с самого радикального предложения Анатолия Коцерубы, которое набирает только 48 голосов, следующее — компромиссное — предложение: признать работу правительства неудовлетворительной и вопрос об устранении отмеченных недостатков заслушать в марте — набирает на табло 52 голоса, хотя депутат Анатолий Бурдюгов обращает внимание на то, что в зале 45 депутатов. На этом сессию посчитали законченной…

В результате Президент Украины Леонид Кучма выглядит как бы миротворцем, Леонид Грач как бы победителем, Сергей Куницын как бы «избитым мальчиком», Анатолий Франчук как бы получившим сатисфакцию за свою отставку два года назад, депутаты — как бы действующими лицами всей… Трудно сказать — то ли трагедии, то ли комедии?

Вполне очевидно, что таким образом крымский конфликт власти не исчерпан и не разрешен, он только притушен до, возможно, марта — если позиции депутатов не обострятся уже на февральской сессии. Возможно, до апреля — если в феврале и марте Президент еще раз попросит обе конфликтующие стороны опять закончить миром. Однако согласие ветвей власти в автономии, очевидно, не может быть основано на просьбах Президента, оно должно иметь более прочный фундамент. Поэтому с точки зрения рядового избирателя, ситуация, когда депутаты не могут принять ни решения о закрытии сессии, ни решения о продлении ее работы, а тем более, когда сессия заканчивается тем, что депутаты спорят — принято ли вообще какое-нибудь решение — такая работа парламента теряет вообще какой бы то ни было смысл.

Никита КАСЬЯНЕНКО Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ