Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощальная хроника

28 января, 2000 - 00:00

Прощаясь со столетием, каждый из нас окидывает взором его события, как собственную биографию, в которой отмечает самые главные вехи: как мы дошли до такой жизни.

В веренице художественных событий можно увидеть разные сюжеты: о взлетах, падениях, чудачествах и настоящих чудесах века.

По мнению автора хроники, самое главное чудо века — это то, что, вопреки всему, мы стараемся оставаться людьми, совершать благородные поступки и дарить радость людям.

Об этом и рассказывают события хроники.

1900 год

14 января накануне первой постановки оперы Пуччини «Тоска» в Риме распространились слухи о том, что враги композитора подложили в зал бомбу. Полиция обыскала зал, но бомбу не обнаружила. Занавес поднимается — клакеры свистят, пытаясь сорвать премьеру. Но, несмотря ни на что, опера имеет успех.

18 февраля впервые спектакль «Геншель» во МХАТе смотрел В.И.Ленин. Вскоре он писал родным из Мюнхена: «Превосходно играют в «Художествнно-общедоступном» — до сих пор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом году...» Когда ленинизм стал единственно правильным учением, спектакль и стиль МХАТа соответственно были объявлены образцом.

Весной состоялось последнее объединение украинского театра корифеев, которое было воспринято общественностью как «факт исторической важности». И. Карпенко-Карый писал по этому поводу: «...во всяком случае — это эра, и возникла она естественно, натурально, без принуждения и интриги».

17 мая свою первую постановку — оперу «Дидона и Эней» Генри Персела осуществил основатель условного символистического театра, английский режиссер Гордон Крег. В своей практической деятельности Крег передвигал актеров так же, как и марионетку в макете, и опирался главным образом на собственные постановочные планы. В творчестве Крега нашла крайнее проявление теория режиссера-диктатора, единоличного автора спектакля, который охватывает своим творчеством индивидуальности актеров и автора пьесы.

На международной выставке в Париже впервые продемонстрирован только что созданный «Фотосинема-театр», который, давая пять- шесть представлений ежедневно, показывал на экране выдающихся актеров Франции — Сару Бернар в сцене дуэли из «Гамлета», Коклена в спектакле «Сирано де Бержерак», Режан в спектакле «Мадам Сен-Жан». На этой же Парижский выставке демонстрировался исполинский экран братьев Люмьер. Установленный в Галерее машин, он достигал двадцать пять метров в ширину и пятнадцать в высоту — проекцию на нем могли одновременно видеть двадцать пять тысяч зрителей.

21 октября — первая постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

24 октября — премьера спектакля «Доктор Штокман» Г.Ибсена в постановке К. С. Станиславского — Московский художественный (общедоступный) театр. «День первого представления драмы Ибсена должен быть признан историческим днем в жизни русского театра: надо иметь смелость и беспристрастно признать это без всяких оговорок, с полнейшей откровенностью», — писала газета «Московский листок». Сам Станиславский так прокомментировал это событие: «Моя исходная точка отправления и в режиссерской, и в артистической работе над пьесой и роль шли по линии интуиции и чувства, но пьеса, роль и постановка получили иное направление и более широкое — общественно-политическое значение и окраску... В то тревожное политическое время — до первой революции — было сильно в обществе чувство протеста. Ждали героя, который мог бы смело и прямо сказать в глаза правительству жестокую правду. Нужна была революционная пьеса — и «Штокмана» превратили в таковую». Стараясь создать в четвертом акте «Доктора Штокмана» впечатление многочисленного сборища, Станиславский расположил толпу в несколько рядов, спиной к зрительному залу. Благодаря этому приему публика, находившаяся в партере, ощущала себя участницей собрания, происходившего перед ней, а Штокман-Станиславский, не нарушая жизненную иллюзию, мог бросать в зрительный зал слова протеста.

1901 год

10 января впервые в Киеве «Малороссийская труппа М. Л. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского при участии М. К. Заньковецкой» показала зрителям только что разрешенную цензурой комедию «Хазяїн» И. Карпенко-Карого. Среди крутых денежных тузов «крамольный» театр особым успехом не пользовался (скорее, наоборот), но на этом спектакле зал был переполнен той публикой, которая, только вчера научившись носить фрак и смокинг, сегодня уже демонстрировала свои изысканные манеры. Впрочем, неожиданная влюбленность тузов в сценическое искусство имела простое объяснение. Дело в том, что роль миллионера Пузыря играл в спектакле сам автор, причем играл так, что практически невозможно было не узнать прототип — известного киевского миллионера Терещенко (когда тот еще находился в стадии начального накопления капитала и был только скупщиком). Иными словами, весь «бомонд» спешил на спектакль только для того, чтобы лично убедиться, как актеры издевались над великим земляком (круче его в то время в городе, по-видимому, никого и не было). Говорят, даже сам миллионер явился к автору с деловым предложением: мол, не согласитесь ли вы, уважаемый Иван Карпович, отказаться от показа спектакля? А я вам за это чек-с выпишу-с! Ну-с?

21 января состоялась премьера спектакля «Сава Чалий» И. Карпенко-Карого в бенефис автора. Постановщики: Садовский-Саксаганский. Савва — Садовский, Гнат Голый — Саксаганский, Потоцкий — Карпенко-Карый.

31 января состоялась премьера спектакля «Три сестры» А. Чехова в постановке К. С. Станиславского — Московский художественный (общедоступный) театр.

19 апреля , получив разрешение на постановку, пьесу Марка Кропивницкого «Нашествіє варварів» сразу же включили в репертуар труппы , носившей тогда название «Труппа М. Л. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского при участии М.К.Заньковецкой». Пьеса посвящена проблемам украинского национального театра.

4 августа состоялась первая постановка комедии Марка Кропивницкого «Супротивні течії».

10 декабря впервые вручена премия Альфреда Нобеля. Фонд премии после смерти ее учредителя составлял $9 млн.

Первый стриптиз-фильм «Обнаженная на трапеции» Томаса А. Эдисона в исполнении Лили де Лидии, которая первая в истории мирового кино, сидя на трапеции, разделась перед зрителем без какого- либо видимого повода. Фильм 1901 года был первой лентой в истории кино, в котором на экране показано раздевание женщины.

3 апреля — первый образец нового жанра на территории России: газета «Московский листок» сообщала, что «на время пасхальных гуляний дирекцией выписан из Африки отряд амазонок, 48 женщин из племени дикарей Дагомеи под предводительством главнокомандующего принцесс». На следующей неделе дагомейцы перебрались в Зоологической сад, и «Московские ведомости» от 15 апреля сообщили о показе на открытой сцене «большой группы амазонок, ...исполняющих песни, пляски и военные эволюции». В то время охрана короля Дагомеи состояла из 800 женщин, отказавшихся от брака.

Александр КЛЕКОВКИН

(Продолжение следует)

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ