Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О рыночных реформах в академической музыке Украины

20 января, 2000 - 00:00

Живя в полной изоляции от западного мира, не давая возможности своим музыкантам побороться за свое место в открытом музыкальном мире, Советский Союз был вынужден искусственно создать свою шкалу оценок «кто есть кто», то есть, не рынок диктовал величие артиста, а государство, предоставляя ему определенное звание. А сегодня? Мы хотим в Европу, а этот вариант там не проходит. Такого нигде нет. Мне жалко смотреть на наших музыкантов, когда они с гордостью ставят свои звания в автобиографических справках и отправляют их на Запад, а там на это смотрят свысока — смеются: «что говорить — провинция!» Предоставление звания де-факто — это фальшивка, это успокоение артиста, ему кажется, что он что-то постиг, но, кроме повышения зарплаты, являющегося сегодня важным фактором (то же самое можно было бы сделать через бухгалтерию и не разглашать званий), он ничегошеньки не постиг — согласитесь, эти же звания совершенно ничего не стоят в реальном творческом мире.

МОСКОВСКОЕ — ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ

Нашествие московских артистов, широко разрекламированных еще во времена СССР, убивает украинский музыкальный академический рынок. Пока они приезжают в таких количествах, мы не сможем растить своих звезд. «Советское» воспитание всех приучило смирно аплодировать названным свыше звездам — и это длится по сей день. Все (или, во всяком случае, значительное большинство) привыкли к такому понятию, что «в Москве все звезды, а у нас их нет», и сегодня культурная политика в Украине как раз живет, работает и дает указания по этому принципу. У нас очень много талантов, но, как известно, талант необходимо воспитывать, давать ему много выступать и рекламировать его в течение длительного времени, пока он не станет звездой. Для «подрастающих» (не по возрасту, а по специальности) просто нет места — нет аудитории.

ХОТИМ ЛИ МЫ ИМЕТЬ СВОИХ ЗВЕЗД?

Это серьезный национальный вопрос. Наконец все поняли необходимость защиты отечественного производителя — а отечественного музыканта? Облагая концерты зарубежных артистов такой же пошлиной, как и зарубежный товар, государство не только стало бы на сторону отечественного музыканта, что является его святым долгом, но и могло бы иметь прибыль. Парадоксально, что у нас столько музыкальных заведений (наверное, больше всего среди всех стран Европы) и мы все время говорим об огромном количестве талантов, а звезд (академической музыки) почему-то у нас почти нет. Почему? Во времена СССР Москва «приглашала» всех талантливых музыкантов к себе, «раскручивала» их как звезд и называла их московскими, а в «провинции» (Киеве) остались «нераскрученные», то есть — не звезды. И так по сей день. Московские звезды остались звездами, а мы своих не «раскрутили», хоть есть из кого делать звезд. Для создания звезды нужна публика, которая при посредстве рекламы будет восторгаться данным артистом. Но когда мы начинаем с нуля, необходимо сделать огромное усилие, чтобы убедить слушателя взглянуть в другую сторону — так что конкуренция гастрольных звезд из Севера очень не кстати.

КОМУ НУЖНЫ СОТНИ ПИАНИСТОВ

Если нам не нужны звезды, тогда зачем нам эти 350 учебных музыкальных заведений по всей Украине? Средства на их содержание большущие — закройте их, и будем слушать чужих звезд без забот. Это решение, хоть оно и логичное, понятное дело, не найдет поддержки. Следовательно, если не закрываем музыкальные заведения — государство, содержащее их, должно иметь отдачу на свои инвестиции. Это первейшая основа рыночных отношений. Если уж не деньги, то хотя бы мировой престиж от своих звезд должно получить государство. А то, что в наших музыкальных заведениях учат игре на балалайке (кстати, не украинский инструмент), готовят сотнями лучших или худших пианистов (а где они найдут работу? — целый мир ими насыщен), сегодня уже не перспективно. Должны произойти изменения в нашем мышлении. Мы должны уже выйти из искусственной советской сказочки, где государство все за нас, словно за детей, планировало и решало. Теперь мы должны смотреть на мир реально — в мировой перспективе.

ВЫХОД ЕСТЬ

Вопреки всему, выход из кризиса есть. Только необходимо очень точно выяснить, чего мы хотим: полноценное ли мы европейское государство, гордящееся своей культурой и своими музыкантами, или же мы остаемся экс-советским государством без особых амбиций. Во втором случае не надо никаких усилий — все остается, как есть: дальше тратим сотни тысяч гривен на обучение музыке с никакими результатами и ходим на концерты чужих звезд. Если же стремимся к чему-то лучшему, с нашей стороны нужны усилия:

1. Реструктуризация отрасли музыкального обучения с целью лучшего использования средств и получения более эффективных и перспективных результатов обучения.

2. Внедрение по западным образцам системы воспитания музыкальных звезд без привлечения государственных средств.

3. Внедрение по западным образцам негосударственных опекунских советов, которые отвечали бы за жизнь конкретной творческой институции. (Подробнее об этом — в следующей статье «О рыночных реформах в академической музыке в Украине-2»).

4. Создание культурного имиджа Украины в мире — ведь нас совсем не знают, разве что в области спорта. Культурный имидж Украины, кстати, очень важен для воспитания наших звезд. А то, что наши масс-медиа довольно часто высказываются о том или ином музыканте после одной или двух его поездок в какую-то страну, что он уже «известен в мире» или, во всяком случае в Европе, свидетельствует, что они не имеют представления, что это значит. Мир так насыщен всякого рода музыкантами, в том числе и многими сотнями настоящих звезд, что для того, чтобы можно было о ком-то так утверждать, он (она) должен объехать (буквально) Европу, по меньшей мере, четыре раза, и то — по приглашениям выдающихся менеджеров, на выступления в престижных залах или на фестивалях в течение четырех лет.

Итак, выбор есть — надо только принять решение. Надо дать себе отчет, что в музыке Украина вообще неизвестна в мире. Следовательно, можем далее держаться за ручку мамочки-государства и в хроническом состоянии неудовлетворенности застаиваться в этой «культурке», или же избавиться от всего хлама, сдерживающего нас от вхождения в этот жесткий, но такой прекрасный мир.

Ирена СТЕЦУРА, кандидат музыковедения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ