Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

25 декабря, 1999 - 00:00


Какие задачи предстоит решить правительству Виктора Ющенко, чтобы отстоять интересы Украины в начавшейся нефтегазовой «войне» с Россией?

Игорь КИРЮШИН, народный депутат:

— Ситуация, сложившаяся во взаимоотношениях Украины с Россией, в первую очередь, связана с созданием Союза России и Беларуси. Чтобы это образование приобрело статус сверхдержавы, а стремление к этому нетрудно проследить, нужно очень немного — присоединить к нему еще и Украину. С этим и связаны, по большому счету, проблемы, возникшие в нефтегазовом комплексе нашей страны. Сегодня даже не требуется официального присоединения Украины к этому Союзу, поскольку российские компании ведут активную работу по экономическому проникновению, т.е. захвату стратегически важных объектов. Покупка таких объектов является нормальным делом во всех демократических странах: у японцев заводы в Америке, у американцев — в Японии. Но в нашей ситуации это может закончиться тем, что, оставаясь политически свободными, экономически мы можем уже в ближайшее время стать частью России.

Отсюда и вытекают задачи правительства. Добываемых в стране 18 млрд. куб. метров газа вполне достаточно, чтобы содержать социальную сферу. Дополнительный газ нужен лишь для производственных целей. Вот пусть сами заводы и занимаются его покупкой, если они в состоянии платить. А если нет, то они не должны и работать. Такую же политику следует проводить и по нефти. Российский капитал сегодня четко освоил свой рынок, и его взгляды обращены к нам, к нашим нефтеперерабатывающим заводам, которые перерабатывают в основном российскую нефть плюс немного нашей — 2,1 млн. тонн. Одесский НПЗ практически принадлежит «Лукойлу», Кременчугский работает как СП с «Татнефтью», Херсонский уже также является российским. Остался Лисичанск, Дрогобыч, Надворная. Когда и туда проникнет российский капитал, проблема будет решена окончательно — нефть пойдет...

Но вот транзит нефти через Украину оказался для России невыгодным. Потому что за счет его стоимости мы умудряемся строить нефтепровод Одесса — Броды, позволяющий транспортировать каспийскую нефть в Европу. Если не ошибаюсь, осталось построить 250 километров. Это Россию не устраивает. Если она добьет нас и в этом вопросе, то об энергетической независимости нечего будет мечтать — мы становимся полностью зависимыми.

Осуждать за это Россию не приходится. Она защищает интересы своего капитала. Но наше новое правительство будет сориентировано в основном на Запад — для решения проблем, связанных с долгами международным финансовым организациям. Это для него — задача № 1. А Россия не хочет, чтобы мы полностью ориентировались на Западную Европу. И уже сегодня нас ставят на место.

Поэтому первым вице-премьером должен быть человек, которого воспринимает Россия и который готов к диалогу с ней. Я не знаю, насколько на эту роль подходит Анатолий Кинах и другие претенденты. Выбирать из их числа должен Президент. Я считаю, что это должен быть достаточно известный человек, работавший в правительстве или возглавлявший какой-либо государственный орган. У него должна быть известность и авторитет как на Западе, так и в России, он должен разбираться в структуре экономики, причем реальной, сегодняшней, а не той, которую мы еще только хотим построить путем реформирования. Кандидатур не так уж и много, но я бы не хотел их называть.

Нынешний Кабмин выглядит «белой вороной» на фоне нашего нового премьера. Реформаторский блок во главе с Виктором Ющенко, Игорем Митюковым, Сергеем Тигипко будет работать, в основном, на предотвращение дефолта. И я не уверен, что в ближайшие три месяца ему удастся далеко продвинуться в реформах. Структура управления страной пока остается прежней. Противиться реформам будут четыре структуры: аппарат Кабмина (переименованный в секретариат. — Ред. ), аппарат министерств, а также губернаторы (им еще предстоит признать премьера как силу, что очень важно, ведь Валерию Пустовойтенко пришлось этого добиваться не менее года) и районы, которые живут такой экономической жизнью, о которой в Киеве и понятия не имеют. Это будет глубоко эшелонированная оборона. И премьеру придется зарекомендовать себя не только человеком, который направляет, но и таким, который может заставить работать.

Поэтому задачи правительства будут разделены на две части: первый вице-премьер поведет внутреннюю политику, премьер будет ее слегка корректировать, но в первую очередь ему придется заняться внешней политикой в рамках возможного дефолта. Поэтому кадровые решения, на которые пойдет Президент, могут быть весьма неожиданными. Правда, по имеющейся у меня информации, возможны две крайности: и логика и антилогика. Но в любом случае первый вице- премьер-министр будет напрямую подчинен Президенту, который вряд ли «отпустит» внутреннюю политику, настолько сложно ее реформировать. Этот процесс, как болезнь, нужно будет пережить. А вот хватит ли на это у нашей страны сил — это уже другой вопрос. Записал

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»

КСТАТИ

Президент российского «Кредитимпэксбанк» Дмитрий Катая в интервью УНИАН заявил, что «причиной обвального снижения товарооборота между Россией и Украиной и отрицательного влияния на сотрудничество деловых кругов наших стран является не столько общий экономический кризис и идеологизация отношений между Москвой и Киевом, сколько отсутствие воли у политиков, отвечающих за эти процессы». Он считает, что утверждение Виктора Ющенко на посту премьер-министра Украины станет позитивным фактором развития финансово-экономического российско-украинского сотрудничества. Дмитрий Катая убежден, что при новом главе украинского Кабмина стратегия делового сотрудничества, определенная «Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной наполнится конкретным содержанием».

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ