Если интересы этого подсудимого будет защищать вдумчивый и чуткий адвокат, то найдет множество смягчающих обстоятельств для своего клиента. Взяв в руки убедительные цифры и факты, обратит внимание гражданина судьи и обвиняющей стороны на злободневные проблемы общества. Мол его клиенту только и оставалось, что идти по проторенной тропинке.
Будет уверять в судебном заседании адвокат, что наш Х., отбыв первый срок, планировал начать новую жизнь, но, к сожалению, это ему не удалось. Несмотря на сильное желание подсудимого. Как не удалось бы и кому-либо другому на его месте. И тут он, адвокат, торжественно объявит, что с начала этого года в областной центр из мест лишения свободы вернулись 170 граждан. Кого-то из них уже не ждали в семьях, так как «природа одержала верх над верностью или другими чувствами, а также дали о себе знать воспоминания о предыдущей супружеской жизни». На жилую площадь он уже не может иметь накаких претензий. Таково законодательство. Следовательно, как говорится, ни кола ни двора.
После этого он, адвокат, будет аргументировать цифрами, полученными в Хмельницком городском центре занятости населения. Филипп Крупа, руководитель этого центра, говорит, что «с начала года в нашем учреждении зарегистрировали 23 гражданина, отбывших свой срок. Смогли трудоустроиться только 11 из этих зарегистрированных. В частности, на кирпичный завод в Дубовом, микрорайоне областного центра, на дистанции железнодорожных путей в Гречанах, в комбинате строительных материалов облагростроя...
Остальные же, мол, получают до 25 гривен пособия по безработице. Как бы не так, начнешь с этими жалкими деньгами новую жизнь. Перспективы трудоустройства остальных, как считает Ф.Крупа, весьма призрачны. «Какие же это перспективы, если в очереди на одно вакантное рабочее место в среднем по 25 безработных. К сожалению, эта очередь удлиняется с каждым днем», — объясняет он. — Да, предусмотрены определенные возможности для трудоустройства этой категории лиц. И предусмотрены определенные меры влияния на руководителей, не желающих трудоустроить представителя этой категории. Ну и что? Вон Владимир Бех, руководитель департамента выполнения наказаний облуправления милиции, добавляет, что даже предусмотрено место труда для того, кто, отбыв срок, желает начать новую жизнь. Но, соглашается В.Бех, реалии таковы, что далеко не всегда так обстоят дела, как предусматривалось. Иначе, мол, почему же освобожденные обращаются в учреждение, возглавляемой Ф.Крупой.
А сам начальник центра занятости населения Ф.Крупа рассказывает, что часто ни он сам, ни кто-нибудь другой не имеет никакой возможности применения санкций относительно руководителя, не желающего «нянчиться» с бывшим «зэком». Ведь у того или иного руководителя много влиятельных «адвокатов». Ф.Крупа обращает внимание и на некоторые психологические моменты, касающиеся отношения общественности к людям, которые, возможно, даже очень желают «завязать» со старым.
Трое из 170, вернувшихся в Хмельницкий в этом году, уже совершили преступления повторно, дает справку В.Бех, начальник департамента выполнения наказаний. Кое-кто из остальных (167) еще, как говорится, только попал в поле зрения детективов. Еще кое-кто «успешно» преодолевает последние сомнения и нерешительность. Ведь далеко не каждому дали возможность зарабатывать себе на жизнь честным самоотверженным трудом. В частности, и Х.
Может, именно так и скажет на судебном заседании адвокат Х., выбив по скупой мужской слезе из гражданина судьи и обвиняющей стороны. И они, утерев носовиками или ладонями эти слезы, назначат подсудимому именем Украины новый срок. Чтобы он опять оказался далеко от строгих житейских реалий.
Система, сложившаяся в обществе, пока что не очень способствует возвращению к новой, человеческой жизни. И об этом тоже нужно думать причастным к организации рынка труда. В.Бех напоминает о массовом прибытии в Хмельницкий край освобожденных по обещанной амнистии и «по окончанию сроков заключения».