Поэтому все эти жалобы, нытье и сетования, что нам не платят, здесь не помогут. Само собой, власть, которая задерживает выплату заработной платы, совершает ужасное преступление, требующее расследования и наказания виновных. Но если государство не платит, то это еще не значит, что мы ничего не будем делать для Украины. Разве Шевченко кто-то платил за его стихи? Или членам ОУН, или нашим уповцам кто-то платил? Или узникам в тюрьмах НКВД кто-то платил? Или заточенным в концлагеря кто-то платил? Этот список я мог бы продолжать до бесконечности.
В Украине народ еще не понял, что украинское государство — это он сам. Это все граждане, для которых наступило время определиться и активно включиться в процесс державотоворчества и работать для утверждения и упрочения государственности, наводить везде порядок и довести до благосостояния граждан.
Работать на благо своего государства нужно везде, на каждом клочке нашей земли, на каждом участке, в своем доме, в своей местности, в своих организациях или обществах. Следует покончить с хуторянством, с «моя хата с краю, я ничего не знаю», потому что только организованно можно добиться успехов.
Берите себе пример у евреев, которые благодаря своей солидарности, уму, дисциплине и упорству имеют сильное влияние не только в финансовом мире, но и в медицинском, юридическом, творческом, а также в средствах информации. Их объединяет не только религия (хотя многие из них — атеисты), но и национальная или, как некоторые говорят, этническая солидарность.
Возвращаясь из Украины в США в 1997 году, услышал я в самолете украинскую речь. Спрашиваю у молодых людей, говоривших по-украински, откуда они? В ответ услышал — с Полтавщины. А кто вы? И услышал ответ: «мы хахлы». А на каком языке вы сейчас говорили? На хахляцком. О том, что это оскорбительное название, они не знали. Заявляли: «Нас зовут хахлами, и мы к этому уже привыкли». Со стыда я едва не провалился под землю. Как же так, есть еще такие несознательные украинцы, которые на седьмом году нашей независимости не знают, кто они? Еще мало подняться с колен и стоять на месте. Нужно действовать!
Мне пишут: «В православных церквях и в протестантских молитвенных домах отправляют богослужение только по-русски». Отвечаю: «Требуйте украинского языка. Господь Бог, наверное, понимает наш язык». Мне пишут: «Нас затягивают в различные секты». Мой ответ: «Не вступайте в них. Мы, украинцы, являемся христианами, и наша православная церковь Киевского Патриархата, и наша греко-католическая церковь — это наши национальные церкви с тысячелетней традицией. Вступайте в них!»
По моему мнению — наш народ не без греха, и обвинять во всем только врагов — это нонсенс.
Нам здесь, на чужбине, трудно объяснить американцам или канадцам, почему Украина, которая имеет наибольший шанс из всех постсоветских республик стать сильным и богатым государством, плетется в хвосте. Почему страна, которая имеет 18% всего мирового чернозема и которая еще до революции была поставщиком хлеба в Европу, не может прокормить свое население. Почему ввозит картошку из Египта, пиво — из Австрии и Нидерландов, когда есть свое львовское и киевское «Оболонь»? Почему пьет шампанское из Франции, когда имеет свое одесское? Почему привозит томатный сок из Польши, когда гниют никем не собранные помидоры на украинских полях? Почему воду минеральную привозят из Словакии, когда страна имеет свою в Трускавце? В разговоре с немцами я услышал такое: «Вы ввезите десять тысяч нас, немцев, в Украину и мы покажем вам, украинцам, как хозяйничать на вашей урожайной земле». Обидно было такое слушать.
Почему страна, которая имеет образованный народ, много умных и высококвалифицированных специалистов, дает себя грабить (миллиарды долларов украдены в Украине и положены в заграничные банки), дискредитировать, презирать и это уже на каком году своей независимости?
Чего наш народ ждет? Чуда? Или помощи из-за границы? Такая помощь если бы и пришла, то скоро оказалась бы в глубоких карманах наших антидержавников, которые засели в правительстве и прикрылись иммунитетом (читай — разрешением воровать).
Известно, что коня можно накормить, оседлать и отвести на водопой, но пить должен он сам. Без всенародного желания, без воли народа, без его дисциплины, организации, солидарности и упорства не будет успеха. Время взяться всем за ум, ибо корень нашего народа еще не поврежден, и вырастут новые ветви, и созреют новые плоды.