Президент Украины Леонид Кучма предложил Верховной Раде отменить закон о Фонде государственного имущества как противоречащий Конституции и не отвечающий законодательству.
Л.Кучма обращает внимание депутатов на то, что в основу закона заложена норма, согласно которой Фонд госимущества является органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, в том числе функции его управления. По мнению Президента, это противоречит положениям Конституции, сообщает Интерфакс- Украина. Поэтому ФГИ следует считать центральным органом исполнительной власти, утверждает Президент, а не ведомством со специальным статусом, как предусмотрено в законе. К тому же, согласно решению Конституционного суда от 1 июля текущего года, ФГИ подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Учитывая это, Л.Кучма предложил депутатам отменить закон о ФГИ и обязал Кабинет Министров подготовить новый законопроект по этому вопросу. Кстати, закон о ФГИ уже в четвертый раз поступает на подпись Президенту.
Конкретизируя недостатки вышеназванного закона, первый заместитель председателя Нацагентства Украины по управлению государственными корпоративными правами Елена Коваль сказала: «Этот закон страдает множеством погрешностей. Например, в нем до сих пор остается положение об использовании приватизационных бумаг, тогда как массовая приватизация по приватизационным сертификатам и другим ценным бумагам уже практически завершена. Еще один момент: мы постоянно говорим о дерегуляции предпринимательства, которое предполагает сокращение лицензируемых видов деятельности, а в законе содержится положение о том, что ФГИ выдает разрешения (лицензии) для оценки госимущества». По ее словам, это противоречит не только действующему законодательству, но и элементарному здравому смыслу.
Вето, наложенное Президентом, стало «пищей» для нового витка затянувшегося противостояния ФГИ и агентства. На международной конференции по структурным реформам в Украине глава ФГИ Александр Бондарь, по сообщению Интерфакса-Украина, обратил внимание участников на негативную роль в процессе приватизации госсобственности Нацагентства по управлению госкорпоративными правами.
Аналогичная точка зрения у председателя Временной специальной комиссии по контролю за приватизацией Александра Рябченко: «Сейчас параллельно существуют две структуры, которые занимаются процессом приватизации: ФГИ и Нацагентство. Между ними часто возникают конфликты, которые приводят к серьезным последствиям. Недавний пример: правительство подписало договор с МВФ на продажу Крымского содового завода. Уже определили советника, который должен был этим заниматься, когда выяснилось, что Нацагентство передало завод в управление «Укрсоцбанку». Представители МВФ пребывают в недоумении по этому поводу. На мой взгляд, необходимо включить Нацагентство в структуру ФГИ. Это будет правильно и с точки зрения намечающейся админреформы, поскольку позволит сократить достаточно большой чиновничий штат».
Однако Нацагентство, по-видимому, усмотрело в президентском вето поддержку своей позиции и поэтому не складывает оружия. Е.Коваль сказала «Дню»: «Когда ФГИ занимался управлением, у него не было даже соответствующих реестров предприятий. Сегодня не должно существовать приоритетности между продажей и управлением. Продавать нужно лишь в том случае, когда другого выхода нет. Управление — это долгосрочный процесс, направленный на экономическое развитие. Государство должно сознательно подходить к тому, какие объекты необходимо продать, а какие лучше оставить в управлении. К тому же любое предприятие, подлежащее приватизации, сначала нужно оживить и оздоровить. Как сказал один из российских аналитиков: «Подъему инвестиций всегда предшествует экономический рост. На развалины деньги никогда не придут!»
Итак, как говорится, каждый остался при своем мнении. Борьба продолжается?