В том обществе, в котором мы жили и продолжаем жить, честная конкуренция — вещь очень нежелательная для власти и всей властной пирамиды, которая держит общество под контролем. Ведь сама власть возникла не вследствие свободной конкуренции, а вследствие номенклатурных интриг. Это засвидетельствовали и последние выборы. Мне запомнился анимационный фильм, который я видела когда-то в «разгар застоя». Вот такая сценка: идут люди, все они разного роста, все двигаются в направлении устройства, которым измеряют рост. На подходе их выравнивают, ударяя по головам молотком, потом все проходят под той планкой, а далее идут друг за другом — все одного роста.
«Мы все одинаковые», — такую фразу мне в моей жизни приходилось слышать неоднократно. Пока общество не осознает того неоспоримого факта, что мы все разные, пока не научится не ненавидеть лучших, не выдавливать их (методы отработаны десятилетиями), а равняться на лучших и подтягивать себя к ним — на свободную конкуренцию нельзя надеяться. О западном обществе говорят, что там люди живут в состоянии постоянного риска, но ведь это заставляет человека совершенствоваться и развиваться. Существование человека, еще не потерявшего способность думать и ощущать, в нашей стране — это состояние на краю болота, трясины, в которую его хотят затянуть, чтобы и он был таким, «как все», ибо «у нас все одинаковы».
Следовательно, мой вывод — конкуренции в нашей стране пока что нет и не будет до тех пор, пока не изменится власть. Если будет честная и профессиональная власть, конкуренция появится сама по себе, потому что она является естественной вещью для всякого нормального общества. А мы пока «ненормальная страна».
Татьяна ЛЫСЕНКО, историк
Киев