Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грустные размышления

19 ноября, 1999 - 00:00

Древним людям, в частности грекам, жилось сравнительно легко — они свято верили в фатум, в судьбу, которая во всех деталях определяет будущее человека или народа. Что бы ни случилось, это «не от нас, а по воле богов!» Мы давно освободились от подобной удобной философии, исповедуем свободу воли и научены тому, что сам «человек является кузнецом своего счастья». Оно же, это наше счастье, почему-то никак не куется — лишь мгновенные искры, дым и грохот. В чем причина? Может, мы не способны металл докрасна раскалить, может, наши руки слабы и неловки? Или дело в том, что, уже взяв молот в руки, мы так и не знаем, что нам ковать из раскаленного куска железа, лежащего на наковальне?

Народы, как люди — каждый имеет свои способности, свою биографию. Ученые, впрочем, авторитетно доказывают, что неспособных детей не бывает. Почему же тогда такая разная судьба у детей истории? Одни играют на мировой сцене роли главнокомандующих, законодателей, творцов, а другие остаются в тени в течение долгих эпох и веков? Может, из-за того, что каждый ребенок рождается и вырастает в свое время — одно дитя уже достигло зрелости, а другое еще не выбралось из своего кокона? Вспомним, например, что когда греческая античная культура находилась на вершине своего фантастического расцвета, вся остальная часть Европы, включительно с будущим Римом, лежала за границами Ойкумены, была дикой степью, где кочевали варвары. А уже после того, как древнегреческие скульпторы заселили мир до сих пор несравненными Афинами и Афродитами, скифы, как дети, все тесали своих каменных баб. Но где сегодня былая слава греков, где их мастера и философы, которые когда-то создавали не только настоящие «чудеса мира», но и закладывали фундамент европейской цивилизации? Для противоположного примера можно взять хотя бы Германию, которую всего несколько веков назад Франция, Испания и другие «цивилизованные» европейцы не считали полноценным членом своего культурного сообщества.

Утешительно надеяться, что для нас еще не пришло время появиться в ярком свете рампы, что у нас — все в будущем, а прошлое и, особенно, настоящее — это лишь детские годы или опасный переходный возраст. Тревожит, однако, то, что в течение письменной истории человечества несметное количество народов и даже государств появлялось на мировой сцене и, часто не сказав ни одного слышного слова, исчезало, подобно статистам. Далеко не всем достаются главные роли. Похожая судьба могла бы ожидать даже Россию, если бы не два гения ХIХ века — Толстой и Достоевский. В европейской цивилизации они заняли высокое и почетное место, а за ними — и Россия.

Если присматриваться к жизни других народов и сравнивать ее с нашей, появляется мысль, что место государства в современной истории почти полностью определяется тремя обстоятельствами — органически присущей склонностью большинства его граждан к труду, образованностью (что является также результатом труда), а еще — причастностью значительной части общества к делам общности. Причастностью, нередко оправдывающей даже жертвы и трудности. Имеем ли мы, развиваем ли в себе такие интегральные черты характера, как причастность и «работомания»? Если нет, то на что нам надеяться в мире западной цивилизации? Разве что ссылаться на Трипольскую культуру, на «все в прошлом», как это любят некоторые ультрапатриоты.

Но, может, путь западной цивилизации является только случайно выбранной (не нами) из многих возможных и не наилучшей дорогой человечества? Речь идет, в частности, о культе труда ради все больших материальных благ, удобств, ради искусственной, но такой комфортабельной среды существования. Потому что стоят ли, скажем, разноцветные обертки или сияющие, как троны, туалеты хотя бы одной минуты сладкого ничегонеделанья, когда столько мыслей приходит в голову, столько прекрасного можно увидеть вокруг? И тот казак из старинной поговорки, любивший лежать в конопле, смотреть в небо, мечтать и сочинять задумчивые песни, как раз и является действительным мудрецом-философом? Только почему тогда мы так лакомы на все то, что производит «пропитанный материализмом» Запад? Складывается впечатление, что большинство из нас хотело бы объединить преимущества западной и восточно-советской цивилизаций. От одной — материальный избыток, а от другой — ту самую коноплю.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ