Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Клуб лучших диалогов

13 ноября, 1999 - 00:00


Андрей Миселюк — один из активных участников второго тура конкурса «Эксперт «Дня». Сегодня предлагаем вашему вниманию его рецензии на три публикации «Дня», опубликованные на протяжении недели с 26 по 30 октября, которые Андрей Миселюк считает лучшими. Почему он остановил свой выбор именно на этих материалах? Предоставляем слово автору...

На мой взгляд, лучшие материалы на этой неделе — это три диалога, которые можно объединить вместе. И создать «Клуб лучших диалогов», членами которого на этой неделе были Мирон Петровский с Анной Шерман и Дианой Клочко, Виктор Шендерович с Константином Рылевым и Роман Шпорлюк с Дианой Клочко .

Все члены Клуба по-своему «преодолевают хаос на ближайшем участке мира» (М. Петровский). И помогают это делать нам. К примеру, Мирон Петровский сумел найти свою особенную форму «общественного одиночества», которая позволяет ему служить Истине и Слову. Оставшись в стороне от разного рода непотребств и советского времени, и современной эпохи, он сумел сохранить спокойный и свободный взгляд на проблемы нынешнего общества. Но, с другой стороны, виден и некоторый его инфантилизм, чересчур болезненное восприятие грязи и просто жестких реалий современного мира, своеобразное «хождение по жизни в розовых очках». Он, пребывая в советскую эпоху в стороне от «кузницы человеческих душ», не смог понять, насколько глубоко сумели «инженеры» из этих «кузниц» извратить в нас человеческое начало, насколько далеко зашел процесс мутации homo sapiens в сторону homo soveticus. Его вера в то, что люди, получив возможность не врать по-советски, перестанут лгать вообще, наивна до предела. Да, правы были не наивные романтики типа М. Петровского c их гуманистически-беспомощной уверенностью в том, что само по себе слово «человек» должно звучать гордо и писаться с большой буквы, а Д. Оруэлл, осознавший мощь и ужас тоталитарной Системы (с большой буквы) и ее деструктивно-уничтожающее влияние на человека (с маленькой).

М. Петровский сам признался, что до сих пор не может оправиться от того страшного потрясения, когда он увидел, что люди вокруг него — совсем не такие, какие жили в его воображаемой реальности. Если провести аналогию с другим участником нашего Клуба — Виктором Шендеровичем, — то это то же самое, как если бы Шендерович делал «Кукол» лет 15 в Праге, а потом вдруг приехал в свою страну. И увидел, что люди-то, которых он изображал, и сама реальная жизнь — совершенно другие. Но момент истины в том, что именно такие, как М. Петровский — совесть сегодняшнего общества. Слабая, больная, ранимая, трепещущая совесть, кричащая нам об извечной несправедливости этого мира. А мы-то притерпелись и привыкли жить рядом с этой несправедливостью. А совесть-то не дает равнодушно принимать эту несправедливость и кричит, кричит, кричит... Спасибо ей за этот крик.

С виртуальной, образно говоря, «Праги» доносится до нас ясный и спокойный голос Р. Шпорлюка. В отличие от М. Петровского, он не вдали от нас, он рядом с нами, в нашей обыденной жизни с ее страстями, с ее смешным и великим, с ее серостью и лучами света. Он внутри вселенской «украинской тусовки», членами которой чувствуем себя и мы. И лозунг этой «тусовки», и, прежде всего, ее континентальной части может быть только один — солидарность. Есть, правда, альтернатива — мы перестаем существовать как нация. С некоторыми выводами Р. Шпорлюка можно и поспорить. Например, о том, что Украина «демонстрирует свою причастность к идее законности и европейскому пути действительно сознательного отношения к негосударственному выбору». Достаточно вспомнить предвыборную кампанию, а уже «выбор» двух «лидеров наций» 31 октября демонстрирует непричастность «к идее... (и далее по тексту)» абсолютно четко. Извечная идеализация «континентальных» украинцев и Украины, присущая значительной части диаспоры, наверное, неискоренима. И все же, с другой стороны, это проявление веры в наши способности, в наш здравый смысл. Спасибо нашим соотечественникам, и, в частности, Р. Шпорлюку, еще не поставившим на нас и наших способностях крест (тем более, что мы сами этот крест уже поставили 31 октября).

Гораздо ближе к нам живет В. Шендерович. Ему удается жить вместе с нами в одном историческом времени и удачно попадать в нужный «градус». Своим юмором он поддерживает нормальную систему координат в нашем мире и выполняет нелегкую (в значительной степени) и неприятную (абсолютно) работу «ассенизатора», по его собственному выражению. В диалоге с Константином Рылевым Шендерович доказал, что юмор — вещь серьезная, полезная и даже целительная (если только его не профанировать, как это делают лихие ребятки из КВНа).

А в целом, какое счастье, что есть рядом с нами такие люди как В. Шендерович, Р. Шпорлюк и М. Петровский. Ведь во многом благодаря именно им (и таким, как они) наша жизнь не проходит в «атмосфере нефти и газа», а хаос на ближайшем участке мира побеждается.

Андрей МИСЕЛЮК, журналист
Харьков

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ