Киевляне уже заметили, что ряд городских телеканалов постепенно по уровню подтягиваются к «грандам» — общенациональным телекомпаниям — еще недавно предпринявшим мощный спурт и, казалось, оставившим далеко позади всех соперников, за исключением россиян. Теперь вместе с СТБ, «Новым каналом», ТЕТом возвращает себе утраченные было позиции и ЮТАР. После недавней смены команды канал стал явно интересней. Свое лицо, вернее, сразу два приятных женских лица, обрели и «Новости» ЮТАРа . Ведущих зовут Лариса Губина и Анжелика Малашевич. Сегодня мы познакомимся с Ларисой Губиной.
— По образованию я психолог, и в журналистику попала, в общем-то, случайно. Подрабатывала студенткой, была редактором социального мониторинга в информагентстве УНИАР. Далее работала ведущей в Службе информации СИТ, а после рождения ребенка пришла на ЮТАР. Не было у меня никакой особой подготовки, но и страха перед камерой не было. Вначале было, конечно, много ошибок. Я много училась сама, училась правильно, естественно держаться. Много наблюдала за другими ведущими, в основном за новыми, молодыми.
Сейчас телевидение сильно отличается от того, каким оно было еще лет пять назад. Сейчас — телевидение личностей. Здесь должны быть люди, которые имеют свою позицию. Ведущий, даже новостийной программы, не должен оставлять публику равнодушной, он обязан вызывать эмоции. Пусть ты будешь для одних плохим, для других хорошим — главное, не быть «никаким».
— Как вы считаете, в чем главная задача журналистики?
— Кроме непосредственного сбора и распространения информации, в журналистике главное — стремление к объективности даже в реалиях нашей страны, способствование появлению гражданской позиции.
— Вы, как и многие ведущие, сами готовите новости к эфиру: отбираете из всего потока, пишете текстовки, связки. Какой у вас основной критерий отбора?
— Основным критерием в новостях, на мой взгляд, должна быть «зона ближайшего развития» — есть такое понятие в психологии. Просто констатировать факт мало. Мы должны давать возможность устремления к чему-то, будить мысль. Информация должна быть с перспективой развития в ближайшее время. Что является для наших на ЮТАРе «Новостей» «главным событием дня», решаю не я, а шеф-редактор Информационной службы. А я должна синтезировать всю поступившую информацию и изложить ее внятно, чтобы зритель понял, о чем идет речь. Кроме того, мы на ЮТАРе стремимся выбирать для подачи информации такой стиль, чтобы он был заряжен положительными эмоциями. И такие новости, которые повышали бы, что ли, чувство патриотизма.
— А если происходит событие, которому возможны различные толкования — как вы поступаете?
— Мы стараемся изложить и одну, и другую точку зрения.
— Бывает, что некая точка зрения для вас весьма неудобна?
— Хотите спросить, свободны ли мы в своей подаче информации? Надо различать две принципиальные вещи: обычную редакторскую правку, без которой не обойтись никогда, и правку, нарушающую свободу слова. Нужно отдать должное нашему руководству, которое не «давит». Хотя в этом мире все взаимосвязано, и говорить о свободе слова в нашей стране еще рано. Мы стараемся быть объективными. Насколько это удается, судить нашим зрителям.
Ну, а если я несогласна с каким-то текстом, что, впрочем, бывает редко, я могу просто положить его перед собой и прочитать, как диктор, никак не комментируя.
— Вы в телевидении уже три года. Как бы вы оценили основные направления движения украинского телевидения?
— В последние годы идет жесткая конкуренция. Раньше, новости, появившиеся от ТСН («1+1») и «Вікон» (ММЦ), задали уровень намного более высокий, чем прежние УТН. Потом к ним подтянулись другие телекомпании. Я думаю, это хорошо: при здоровой конкуренции появляется качество. Конечно, у общенациональных телекомпаний больше возможностей. Но можно брать своим: интересной журналистской работой, богатой рубрикацией.
Наш канал ориентирован на сравнительно молодую аудиторию, это мы учитываем и в новостях. Есть в наших новостях юмор, есть даже интрига. Мы радуемся, когда удается сделать выпуск достаточно цельным, без опускания планки, с хорошими стыками.
Мне всегда казалось, что там, за камерой, кто-то есть. Всегда должна быть внутренняя связь между тобой и той аудиторией, с которой общаешься. Только так получается диалог.