Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гордые нации живут лучше

6 ноября, 1999 - 00:00

Человек, не уважающий себя, вряд ли достигнет успеха в жизни. А может ли надеяться на что-то нация, у которой не все благополучно с чувством самоуважения? Кажется, на этот вопрос не обязательно и отвечать, он — риторический. Гордые нации и живут лучше. Они знают, чего хотят. Их руководители заботятся о том, чтобы не заиливались духовные опоры общества, чтобы жива была историческая память, без которой чувство самоуважения рано или поздно зачахнет.

Поэтому, например, президент Польши обязательно возлагает венок на месте Хатынской трагедии.

Украинские же высокие государственные должностные лица умудрились в 1997 году «не заметить» 60-летия соловецкой трагедии. Уже даже после того, как историки установили, что в конце октября и в первые дни ноября 1937 года в урочище Сандормох возле Медвежьегорска (Карелия) энкавэдисты расстреляли 1111 политзаключенных, среди которых был и цвет украинской интеллигенции, никто из представителей нашего государства не посетил ни Сандормох, ни Соловки.

А тем временем каждый шестой из расстрелянных в Сандормохе из Украины. В песчано-гравийном карьере после выстрелов капитана Матвеева встретили конец дней своих профессор и поэт Мыкола Зеров, режиссер Лесь Курбас, драматург Микола Кулиш, историк Матвей Яворский, писатель Антон Крушельницкий с сыновьями Богданом и Остапом...

Чествование памяти тех, кого поглотили Соловки, передано общественным организациям. В Сандормох в конце 1997 ездили Иван Драч с Евгением Сверстюком. А что государство? Что власть, которая думает, что она украинская? Может, хотя бы в 1998 вспомнили о своем долге поклониться миллионам сталинских жертв? Или теперь, в 1999?

Если бы! Зато сколько лент перерезано за последние месяцы главой государства. Информационные программы неоднократно начинались с сообщений об участии Кучмы в открытии аптек, мостов, вокзалов, школ. Нам показывали Президента в концертных залах, на кавээновских турнирах, на фестивалях. А кто почтит память сотен и тысяч невинно убиенных украинцев, без имен которых невозможно представить историю украинской культуры ХХ века? Вот и первый том книги «Последний адрес», в которым собраны расстрельные протоколы заседаний особой тройки НКВД Ленинградской области, датированные октябрем 1937 года, вышел благодаря финансовой поддержке... Посольства королевства Нидерланды в Украине...

И где те советники и вице- премьеры по гуманитарным вопросам, которые растолковали бы Президенту Украины, что перезахоронение гетмана Ивана Мазепы в Батурине — нерядовое событие, что оно должно было стать акцией общенационального масштаба. Можно понять писателя из Одессы Богдана Сушинского (он взял на себя основное бремя обязанностей, связанных с перевозкой гетманского праха). «Не хотелось бы, — говорит Б. Сушинский, — чтобы политики превратили событие в Батурине в элемент предвыборной кампании». Впрочем, как понять, что на возвращение Мазепы в Украину не отреагировали ни УТ-1, ни УТ-2, ни «Интер»? От Академии наук перевозку праха И. Мазепы «благословлял» Иван Курас, историк, недавний вице-премьер, нынешний руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Украины Л. Кучмы, — и что, ему тоже непонятна была уникальность события?

Приходится констатировать очевидное: в жилах многих украинских политиков течет малороссийская кровь...

Владимир ПАНЧЕНКО,
доктор филологических наук,
Кировоград

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ