Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За принципиальность и верность пенсию не дают

5 ноября, 1999 - 00:00

Доктор наук Нина Навалихина не получает и, кажется, никогда уже не получит докторскую пенсию, поскольку в свое время проявила принципиальность и верность своим научным взглядам. Формально никто не виноват в том, что творится такая несправедливость, поэтому и исправлять ее некому.

В 1941 году Нина Константиновна имела несчастье закончить Ленинградский университет по кафедре генетики. К сожалению, ее учителями были всемирно известные ученые, корифеи советской и мировой генетики. И вовсе уж трагедией стало то, что после войны генетик Навалихина закончила аспирантуру в Московском университете у академика Серебровского. Это было в 1947 году, а в следующем, 1948 году состоялась знаменитая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, где было признано, что генетика — не наука, а генетики — не ученые.

Впоследствии вдохновители и организаторы достопамятной сессии доложили товарищу Сталину и всему советскому народу, что корифеи советской науки, у которых училась Навалихина, на самом деле никакие не корифеи, а агенты американского империализма, после чего врагов народа уничтожили, а таким, как Нина Константиновна, дали на выбор два пути: или покаяться и осудить своих учителей, или уйти из науки совсем.

Нина Константиновна сделала еще одну принципиальную ошибку: она не покаялась.

Аспирант Навалихина была слишком мелкой фигурой в большой игре, где на кону находились судьба науки и судьба... Трофима Лысенко. Лысенко получил Звезду Героя и славу великого социалистического ученого, а генетика исчезла с советских научных просторов. Что же касается самой Навалихиной, то у органов борьбы со шпионами и диверсантами просто руки не дошли до молодой аспирантки. Нина Константиновна осталась жива и на свободе, но о диссертации нельзя было и думать.

Нельзя было думать также и о научной деятельности, и много лет Нина Навалихина работала на каких-то незаметных сельскохозяйственных станциях Луганщины и Кировоградщины. Фактически это была ссылка.

После смерти Сталина в судьбе генетики и генетиков мало что изменилось. Хрущев по традиции считал Лысенко крупным ученым, и только в 1966 году 49-летняя Нина Константиновна защитила, наконец, кандидатскую диссертацию, которую должна была защитить двадцать лет назад.

Через семь лет она защитила и докторскую. Но утвердить ее было значительно сложнее, чем кандидатскую. Ученые, которые после 1948 года заняли места репрессированных ученых, были не очень заинтересованы в реабилитации как генетиков, так и их науки. Нине Константиновне пришлось ждать утверждения своей диссертации и звания доктора наук вплоть до 1976 года.

За все время своей научной деятельности Нина Навалихина опубликовала 45 научных трудов и немало работ оставила неопубликованными — не по своей вине.

В «ссылке» она написала большую монографию, где научно обосновала создание принципиально нового сорта клевера и вырастила семена, которые даже отправили на государственные испытания. Но тема была закрыта, испытания прекращены, драгоценные сортовые элитные семена уничтожены, хотя с фуражными кормами в стране всегда было трудно.

Впоследствии Нина Константиновна добилась все- таки своего и впервые разработала научно обоснованную теорию создания высокоурожайных и высокопроизводительных сортов клевера, без которого, как известно, нельзя получать большие надои молока.

Реабилитация генетики продолжалась слишком долго. И хотя Нину Навалихину и ее деятельность высоко оценили ведущие советские селекционеры, на пенсию ее провели быстро, в 1977 году, то есть спустя десять лет после защиты докторской диссертации.

А для того, чтобы получать пенсию доктора наук, нужно проработать 15 лет.

Доктор Навалихина, хотя и тяжело болела астмой, продолжала научную деятельность, работала в Украинском обществе генетиков и селекционеров, стала почетным членом общества, была награждена почетной медалью имени Николая Вавилова, а в октябре 1990 года получила орден Трудового Красного Знамени — «за мужество в отстаивании научных взглядов и воспитание нового поколения советских генетиков». В Украине с такой формулировкой были награждены только трое ученых.

Но именно мужество в отстаивании своих взглядов и стало причиной того, что докторскую пенсию доктор Навалихина не получает. Нужно было защищать обе диссертации хотя бы на пять лет раньше. Правда, для этого пришлось бы изменить своим взглядам. Но за верность научным взглядам пенсию не дают. Пенсию дают за стаж.

Владимир ЗАМАНСКИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ