Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Японское чудо»: взгляд изнутри

30 октября, 1999 - 00:00

Леонид Брежнев отправился с визитом в Японию. Посмотрел
на все технические достижения японцев и спросил: «На сколько СССР отстал
от Японии?» —«Навсегда!» — ответили японцы.

«Японское качество» — эта характеристика уже долгие годы
является высшей оценкой технических достижений в самых различных областях
производства. В советское время редкие счастливцы, побывавшие в Японии
в командировке или турпоездке, демонстрировали многочисленным родственникам,
друзьям и друзьям друзей невиданные миниатюрные радиоприемники и магнитофоны.
Родственники и друзья читали заветный штамп «made in Japan», завидовали
жгучей завистью, и говорили: «Ну, конечно, это же Япония»! Между тем, мало
кто задумывался тогда, почему маленькая (по нашим понятиям) страна, не
имеющая собственных энергоресурсов (и сегодня Япония импортирует больше
90% нефти), страна, проигравшая во Второй мировой войне, не только обошла
одного из победителей, но и вырвалась в мировые экономические лидеры. А
если даже и задумывались, то наготове был штамп: «японское чудо». Ну, а
раз чудо, то оно, как все иррациональное, объяснению не подлежит.

Именно за разгадкой этого чуда я отправился на встречу
с вице-президентом Японского центра производительности по социально-экономическому
развитию господином Савама. Центр является частной организацией, однако
был создан по решению кабинета министров Японии.

«После Второй мировой войны экономика страны была практически
полностью разрушена, — рассказывает Ю.Савама. — Для ее восстановления был
разработан план аналогичный плану Маршала, осуществленному в Германии.
Миллионам безработных необходимо было дать работу. Японских товаров было
мало, кроме того, они были очень низкого качества (до боли знакомая ситуация,
словно речь идет об Украине 1999-го года, а не о послевоенной Японии. —
Авт. ). Чтобы восстановить экономику, в первую очередь необходимо
было повысить производительность труда и повысить качество продукции. Для
этого и был создан наш центр, в который вошли представители профсоюзов,
предприниматели и ученые.

— Не возникают ли противоречия между предпринимателями
и профсоюзами?

— Первое время они действительно были, и довольно острые.
Некоторое время профсоюзы вели себя очень агрессивно и потребовались большие
усилия для того, чтобы убедить их в том, что не время делить пирог, собственно
говоря, и самого пирога-то не было, вначале его надо было создать. Тогда
же нашим центром были выработаны основные принципы работы: 1.Общие усилия
профсоюзов и работодателей. 2.По мере развития производства увеличение
числа рабочих мест. 3.Справедливое распределение пирога: не только увеличиваются
доходы предпринимателей, но и растут зарплаты у рабочих.

Но, необходимо подчеркнуть, что все эти принципы работают
при условии честного сотрудничества между предпринимателями и профсоюзами,
гарантом которого выступает правительство».

И это весь секрет «японского чуда»? Очевидно, прочитав
разочарование на моем лице, г-н Савама сказал: «Вы можете мне не верить,
но это главное». В принципе, я мог, конечно, не поверить ему, но я не мог
не верить своим глазам.

— С чего начиналось «японское чудо»?

— В послевоенном мире самыми передовыми технологиями обладали
США, и мы отправляли делегации в Америку, чтобы они изучали американский
опыт. Деньги на эти программы выделяли правительство Японии и сами США.
Причем этот опыт становился доступным для всей страны: по возвращению из
командировок, японцы писали подробнейшие отчеты, которые распространялись
по всем предприятиям. Первой высочайшего качества своей продукции добилась
SONY, она же первой смогла выйти на мировой рынок. Японские фирмы работали
под девизом...

Когда мне перевели этот девиз, я не поверил и попросил
уточнить. Переводчик уточнил и еще раз повторил: «Сегодня работать лучше,
чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня». «Подождите, — воскликнул я. —
Да ведь этот же лозунг, слово в слово, висел, чуть ли ни на каждом советском
предприятии»!

— Применялась ли в Японии поддержка отечественного производителя?
У нас в Украине сейчас идут весьма острые споры по этому вопросу.

— Да, японским предприятиям правительство предоставляло
определенные льготы, импортные товары облагались пошлиной. Но все эти меры
работают только в том случае, если есть конкуренция между производителями.
В противном случае эта поддержка приводит ни к экономическому развитию,
а наоборот, — к спаду производства.

— Каким образом осуществляется финансирование работы
вашего центра?

— Деньги вкладывают только частные фирмы. Сегодня в центре
работает 300 сотрудников, и он полностью находится на самофинансировании.
Японские предприниматели давно уяснили простой принцип: тот, кто хочет
получить выгоду, сначала должен вложить деньги в организацию производства,
обучение сотрудников, использование новейших технологий. Мы оказываем им
помощь в этих вопросах, в том числе организовываем курсы повышения квалификации.
Более того, сами предприниматели организовали соревнование, и последние
три года победитель получает «Приз за качество». Причем оценка результатов
производится с точки зрения потребителей. Критерии соревнования: ведение
предпринимательства и лидерство в своей отрасли, степень восприятия требований
рынка, стратегия предпринимательства, подготовка рабочих, менеджмент, активное
использование новых технологий, социальная ответственность и этика предпринимательской
деятельности, удовлетворение потребностей покупателей. (То, что эти лозунги
— не пустой звук, я впоследствии убедился на автомобильном заводе фирмы
«Тойота». В сборочном цеху мне демонстрировали различных роботов, каждый
раз с гордостью подчеркивая: «Эти роботы были созданы благодаря рационализаторским
предложениям наших рабочих». А мой вопрос: «Каков процент брака среди выпущенных
автомобилей?» — вызвал явное замешательство у сопровождающего меня сотрудника
фирмы. Несколько раз, уточнив через переводчика смысл вопроса, он сообщил,
что брака в выпущенных автомобилях вообще нет, все немногочисленные выявленные
дефекты исправляются на стадии сборки. — Авт. ).

И рационализаторские предложения, и курсы повышения квалификации,
и соревнование — опять таки весьма привычные мероприятия для нашего социалистического
прошлого. Однако вот ведь, одни и те же лозунги, одни и те же мероприятия
в разных политических системах сработали по-разному: в стране с коллективной
собственностью они выродились во всеобщий «пофигизм» и стали темой для
анекдотов. А в стране с частной собственностью — фундаментом для развития
экономики.

Однако хватит сравнений с СССР. Вот уже восемь лет независимости
Украины мы заявляем о том, что частная собственность равноправна с государственной,
восемь лет мы говорим о проведении экономических реформ и развитии малого
и среднего бизнеса. И хотя войны с 91-го года не было, и мы пока имеем
отлично подготовленных, еще в советских вузах, технических специалистов,
в стране неуклонный спад производства и рост социальной напряженности.
Результат: слово «реформы» стало ругательным, и в обществе все больше наблюдается
эксплуатируемая коммунистами ностальгия по советскому прошлому.

Выводов может быть два:

1.Украинский народ, в отличие от японского, тупой и ленивый,
вследствие чего не способен работать качественно и эффективно (с чем я
лично не согласен).

2.Экономические реформы по-настоящему не проводились.

Каждый волен остановится на любом из этих выводов. Но лично
я уверен: если бы каждый житель Украины побывал в Японии хотя бы один день,
у нас навсегда прекратились бы поиски своего особого исторического пути
развития, разглагольствования о социализме с человеческим лицом, а население
потребовало бы у власти либо надлежащим образом выполнять свои обязанности,
либо — освободить место. И тогда через некоторое время мы всерьез могли
бы говорить об украинском экономическом чуде. «День» выражает благодар

ность МИД Японии, Посольству

Японии в Украине и лично гос

подину послу за организацию

поездки.

Дмитрий СКРЯБИН, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ