Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как я работал имиджмейкером Кучмы

14 октября, 1999 - 00:00

КАК Я ТУДА ПОПАЛ

Штаб Виктора Пинчука, в отличие, скажем, от Александра
Волкова, создавался практически на пустом месте. Отдельные контролированные
Пинчуком СМИ не были объединены единой информационной политикой. Создание
общей организационной структуры было возложено на приглашенных из России
специалистов — знаменитых российских имиджмейкеров. Понятно, что подбирать
персонал для украинских телевизионных проектов они не могли, этим занялись
два менеджера с «Нового канала».



Чтобы пригласить хоть кого-то, они, конечно же, не могли
рассказывать, что это предвыборный проект, рассчитанный до 31 октября или
14 ноября. Речь шла о создании большой мощной структуры с перспективой
получения лицензии на право вещания на национальном канале. Выборы рассматривались
только как повод для создания телекомпании. Программа «Вопрос дня» планировалась
как репортаж о самой актуальной на сегодня проблеме, именно сегодня обсуждаемой
в общественном транспорте и в очередях, — есть ли в Украине «диоксиновые»
куры или как и где лучше провести отпуск. При создании пилотных программ
возникла даже проблема — как узнать о самой актуальной проблеме, поскольку
в общественном транспорте никто из руководства не ездит. Планировалось
каждое утро отправлять на Крещатик человека с диктофоном, который опрашивал
бы граждан — что их больше всего сегодня интересует! «На самом деле» —
ближе к политике. Эта программа по первоначальному замыслу должна была
рассказывать человеческим языком о ходе избирательного процесса, а никак
не унижать или порочить кандидатов. Под такие романтические замыслы людей
в компанию и приглашали. Для выполнения откровенного политического заказа
готовился проект «День Президента» — приукрашенные рассказы о деятельности
Леонида Даниловича на президентском посту. Ближе к выходу в эфир творческих
работников пригласили к заказчикам. Они и объяснили, что пришло время показать
себя и ощутимо ударить по всем недоброжелателям гаранта.

О ШИРОТЕ И РАЗМАХЕ

Основная продукция пинчуковского штаба — это телепрограммы
«Вопрос дня» (УТ-1), «На самом деле» ( «Интер»), распространяемые в регионах
программы «Точка зрения», «Регионы». Еще целый ряд различных программ —
от юмористических до ток-шоу — только разрабатываются. Темы часто координируются
со статьями газеты «Факты», также контролируемой Виктором Пинчуком. Почти
все публикации газеты, содержащие хоть какие-то элементы политической аналитики,
пишутся непосредственно в штабе. Фамилии Петр Милосердов или Валерий Веневцев
уже известны читателям газеты. Для размещения «своих» материалов Пинчук
планирует использовать газеты «Киевские Ведомости», «Урядовий кур’єр»,
«Зеркало недели», «Сегодня», «Україна молода». На телевидении штаб еще
готовит отдельные сюжеты о деятельности Кучмы для УТН, ТСН, «Подробностей».
Тут же делаются рекламные ролики, передаваемые на общенациональные каналы,
рассылаемые в регионы вместе с «Точкой зрения». Непосредственно Пинчук
также имеет в своем распоряжении 11-й канал в Днепропетровске. Но если
это настоящий штаб, то все в нем должно быть по-настоящему. И Виктору Михайловичу
приходится уже в ходе избирательной кампании раскручивать целый ряд иных,
новых для него дел.

Среди так называемых социальных проектов Пинчука на первом
месте — телемосты. Общение известного российского тележурналиста Владимира
Познера с жителями сразу нескольких городов должно подвести народ к мысли,
что «все у нас получится». Для создания мажорного настроения у избирателя
в Украину также приглашаются Жванецкий, звезды российской эстрады. Для
«выпускания пара» по некоторым городам Украины ездят микроавтобусы телекомпании
«Уличное телевидение». В людных местах устанавливается большой экран, на
который проектируется разговор ведущего с прохожими. Понятно, что прямая
агитация за Кучму могла бы быть неадекватно воспринята, но «разговор за
жизнь» вызывает интерес у людей.

Своя задача и у кинопроекта Пинчука. Как ни странно это
звучит, но приглашенные преимущественно из России киношники снимают цикл
программ об истории Украины. Понятно, это должно вдохнуть в украинцев еще
больше национальной гордости, отвлечь их от призывов левых кандидатов к
реанимации СССР. Хоть с большим напряжением, но удается что-то снимать
и о достижениях современной Украины. Это, в первую очередь, спорт и авиастроение.
В свое время такие фильмы пойдут в прайм-тайм на общенациональном телевидении.



Штаб Пинчука, как известно, готовит и книгу мемуаров Леонида
Даниловича. Из двух предложенных проектов Кучма выбрал именно этот. Актуальные
отрывки, которые могут сыграть роль в избирательной кампании, уже печатает
газета «Факты». Собственная социологическая служба, тоже базирующаяся на
Шелковичной, делает как «официальные» рейтинги — с целью повлиять на общественное
мнение (речь идет не только о дописывании очков Кучме — «помочь» здесь
могут кандидату, которого считают выгодным соперником Кучмы во втором туре),
так и для внутреннего пользования (реальный расклад сил в избирательной
гонке или даже рейтинг отдельных телевизионных проектов). О фальшивых листовках
от имени уважаемых организаций, которые дискредитируют конкурентов, говорить
не буду, поскольку в руках их не держал.

Существуют, наконец, два проекта, призванные сделать Леонида
Кучму привлекательным кандидатом для интеллигенции — врачей и педагогов.
Татарин из Казани Искандер Валитов создал «Инициативу врачей за здоровую
нацию «Пульс Украины». Вообще-то организация похожа на профсоюзную. Но
ее руководители часто встречаются с Президентом. Взаимный интерес тут таков:
Кучма обещает реформировать медицину, в частности, ввести элементы платного
лечения (до выборов вслух говорить об этом организаторы не советуют), а
медики, конечно же, голосуют за человека, обещающего таким образом вывести
отрасль из катастрофического состояния. Аналогичная структура планируется
для педагогов. Отвечает за ее организацию Александр Буряк. Но проект пока
в зародышевом состоянии — возможно, учителям нечего предложить? Хотя бы
частично дружбе Кучмы с бюджетниками и пенсионерами должны содействовать
созданные на местах людьми Пинчука благотворительные фонды. Не знаю, как
уж там уговаривают бизнесменов, но они добровольно выделяют средства —
по большей части на погашение задолженности за коммунальные услуги самым
бедным слоям. Формально это стало ответом на известное обращение Кучмы
(инициированное Пинчуком) к бизнесменам поделиться доходами с бедными.
После этого «Факты» позволили себе написать, что такие структуры действительно
помогают бедным, в отличие от созданного под крышей администрации Президента
фонда «Социальная защита». И это не единственный случай, когда два олигарха
тратят значительные усилия на противостояние друг другу.

О ЗАКАЗЧИКАХ

Виктор Пинчук, возможно, не самый большой украинский олигарх,
но он не хочет с этим фактом мириться. Для него выборы — это вариант «или
пан, или пропал». Во-первых, после выборов будет официально объявлено об
изменении семейного статуса Виктора Михайловича (в его штабе Кучму уже
называют «дедушка», а в остальных, как известно, традиционно — «папа»).
Во-вторых, Пинчук противопоставил себя всему парламенту (особенно после
того, как в родную «Трудовую» фракцию вошла одноименная партия без его
участия). Подконтрольные СМИ Пинчука получают задание «мочить» весь парламент
без разбора. Результат — известный депутатский запрос в Генеральную прокуратуру
о деятельности родной бизнесовой группы Пинчука «Интерпайп». Понятно, что
при неудачном окончании выборов эта история получит продолжение.

На выборах 1994 года Пинчук немало сделал для победы Кучмы
(преимущественно финансово), теперь рассчитывает получить ощутимые дивиденды
и выход на большое информационное поле. Новейшую телевизионную технику
в работе на Шелковичной продемонстрировали и Гаранту, и его дочери. Их
слово может быть весомым при определении нового вещателя на общенациональном
канале. О серьезности намерений Виктора Михайловича свидетельствует количество
закупленной недавно в Москве телевизионной техники. Когда покупают, в частности,
12 новых камер Betakam, комментарии излишни. Столько их разве что в УТН,
на ТСН несколько меньше.

Пока что Виктор Михайлович пытается не афишировать свою
причастность к тенденциозным избирательным проектам. И заявление пресс-секретаря
Президента о том, что Пинчук не имеет никакого отношения к администрации,
читатель помнит. Симптоматичен и другой случай. Когда в пресс-службе ВР
поняли, где работает автор этих строк, пресс-секретарь спикера Николай
Канишевский дал команду ни под каким предлогом не пускать в парламент Якубенко.
В аккредитации от трех разных телекомпаний мне трижды отказали (то фамилия
руководителя пресс-службы в заявлении не так указана, то печати на бланке
нет). Когда же Якубенко все равно попадал в парламент и брал там интервью
(в том числе и у спикера), через секретариат вышли и на эту лазейку (разовые
приглашения, выписанные через офис Пинчука). Виктор Михайлович разгневался
и приказал такого больше не делать: никакой связи не должно прослеживаться
(как продолжение истории: пришлось мне впоследствии проходить в парламент
по карточке немного похожего на меня оператора, пока в один прекрасный
день меня не встретила у входа уже подготовленная к встрече охрана). Конечно,
это был секрет Полишинеля: каждый депутат или просто человек, читающий
оппозиционную прессу, прекрасно знал, кто хозяин «Питань дня».

Взаимоотношения Пинчука с другими штабами также имеют двойное
дно. Официально на совместном собрании со штабом Волкова заключено соглашение
о взаимодействии, существует несколько совместных разовых проектов, к примеру,
для распространения в регионах своей телепродукции Пинчук использует и
сеть фонда «Социальная защита».

Но сейчас точно неизвестно, как голосовала группа Пинчука,
когда ВР просила Генпрокуратуру проверить валютные счета Волкова (и наоборот).
Но точно известно, что видеозапись заявления Волкова на пресс-конференции,
мол настоящий штаб — это только у него, Пинчук тут же отвез Гаранту, пожаловавшись
на «партнера». В информационных бюллетенях для внутреннего пользования
штабов они тоже не забывают ущипнуть друг друга.

Непосредственно медиапроектами у Пинчука руководит молодой
бизнесмен средней руки Дмитрий Куликов. Он не новичок — занимался телевидением
в Днепропетровске, набил руку. В частности, он сам на довольно приличном
уровне проводил недавно телемосты с Владимиром Познером. Не удивляйтесь,
но Куликов тоже из Днепропетровска. Как, собственно, и ядро телегруппы
— журналисты и операторы с 11 канала (часть техники оттуда же).

ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

«НАЕМНИКАХ»

Кроме проверенной днепропетровской команды, из украинских
граждан у Пинчука работают преимущественно выходцы из «Нового канала».
После прихода на канал Александра Ткаченко значительная часть менеджеров
и руководителей разных подразделений перетекла в создаваемый предвыборный
проект (Ткаченко не очень-то и возражал — он собирал старые кадры из «Післямови»).
За ними хлынули все, включительно с гримерами, операторами и инженерами.
Какая-то часть умудряется работать и там и там.

Нередко на сотрудничество соглашаются и известные в Украине
лица, но преимущественно инкогнито. Свою программу «Голосуй — не голосуй…»
в качестве режиссеров и продюсеров готовят ведущие «Джентельмен-шоу», Наталья
Сумская ведет пилотные выпуски ток-шоу «Будьте здоровы», юмористическую
программу «Операция ВЫ» (т.е. «ВЫбори») разрабатывают Володарский и Таксюр
из «Клуба Голохвастова» в «Киевских Ведомостях». Понятно, что практически
никто из них не работает, исходя из идеологической позиции. Преданных Кучме
специалистов масс-медиа вообще найти очень сложно. Люди просто зарабатывают
деньги, понимая, что после выборов финансирование СМИ в стране резко ограничится.
При таком настроении идеологам довольно трудно поддерживать соответствующий
боевой дух. Они пытаются защитить от упаднических настроений хоть бы молодых
и преданных днепропетровцев.

По этой же причине довольно нелегко избежать несанкционированной
утечки информации. Не спасает и письменное (под расписку) предупреждение
каждого о дисциплинарной, административной, уголовной ответственности за
разглашение коммерческой тайны. Двадцатилетнего мальчика, отвечающего за
вырезание из газет интересных статей, уволили за то, что не очень часто
появлялся на работе. Через несколько дней он вышел на ближайшее окружение
Александра Мороза и предложил полные списки российских имиджмейкеров в
обмен на трудоустройство! Морозовцы ответили, что все списки у них уже
есть. Встречаются в штабе и люди, работающие для очистки совести на штабы
других кандидатов (зачастую абсолютно бесплатно). Поэтому понятно, что
работа только за деньги, без собственного убеждения не позволит действительно
привести Кучму ко второму сроку. Это не Россия-94, когда большинство журналистов
между Зюгановым и Ельциным сознательно выбрали последнего.

О РОССИЙСКИХ ИМИДЖМЕЙКЕРАХ

Всех, кого принято называть российскими имиджмейкерами,
можно разделить на две большие группы.

Имиджмейкеры как таковые имеют какой-то опыт проведения
избирательных кампаний в различных регионах РФ. Ошибочным является мнение,
что именно эти люди проводили проект «Голосуй, а то проиграешь». На самом
деле речь идет только о локальных выборах. Сергей Котельников раскручивал
кандидата в одном из округов Москвы, Петр Милосердов работал на фракцию
Владимира Жириновского, Искандер Валитов гордится тем, что не проиграл
еще ни одной избирательной кампании — во Владивостоке и Уссурийске. На
настоящих специалистах всероссийского масштаба тут сэкономили. Хотя Леонид
Данилович об этом не знает. Большинство других кандидатов тоже не знают,
кто скрывается под названием «российские имиджмейкеры», поэтому самый большой
эффект от них сугубо психологический — для запугивания. Они играют роль
таинственного секретного оружия.

Эта группа сидит в штабе на Шелковичной (во дворе администрации
Президента) и с умным видом разрабатывает планы на будущее. Это не так
страшно, как часто описывают наши средства массовой информации. Такие теоретики
могут разрабатывать концепции масс-медийных проектов или рекомендовать
Кучме отдельные харизматичные выходки. Заниматься конкретикой им не позволяют
три вещи: незнание языка, украинских реалий и законов телевидения. Сначала
они везде ходили с нашими девочками в качестве переводчиков и пытались
редактировать тексты. Ничего хорошего не вышло. Все редактирование сводилось
к разговорам «А у нас в Москве (Казани или Петербурге)…» Когда они сами
пробовали что-то писать, то получались в основном пятиэтажные конструкции,
насыщенные канцеляризмами. На этой почве нередко возникают конфликты не
только с украинскими исполнителями, но и с творческими российскими гастролерами,
о которых речь пойдет ниже. Единственное, чего у них в избытке — это напора
и вероломства. Для них это только очередной контракт, поэтому принципы
морали или даже закона их не очень волнуют. Идеологических соперников они
требовали откровенно размазывать по стенке. Хотя на всякий случай их фамилии
официально нигде не засвечиваются. Исключение — разве что Искандер Валитов,
которого записали в советники Министра здравоохранения Украины.

Вторая группа российских «имиджмейкеров» — это творческие
работники. Режиссеры, продюсеры, журналисты. Они часто тянут за собой друзей
и приятелей. Доходит до смешного, когда из Москвы или Санкт-Петербурга
привозят программистов, администраторов, а то и просто секретарш.

Предвыборными документальными фильмами об истории и достижениях
Украины опекается Тодоровский-младший; главный режиссер телегруппы — известный
среди московского музыкального бомонда клипмейкер Андрей Семенов; фактический
генеральный директор — исполнительный директор российского MTV Виктор Гельман.
Они действительно могли бы делать неплохое телевидение, как говорится,
на совесть. Их недостатки — то же незнание языка и … их же земляки из штаба.
Телевизионщики сначала пытались работать на результат — на переизбрание
Кучмы. Они стремились получить социологические данные о потенциальной аудитории,
учесть симпатии большинства, и постепенно, шаг за шагом, с юмором привести
к мнению, что Кучма — лучший среди худших (стратегия НТВ на прошлых президентских
выборах в России). Впоследствии им ненавязчиво объяснили, что это лишнее.
Отечественные заказчики и российские идеологи не скрывают, что для них
главное — «переплюнуть конкурентов». То есть, речь идет уже не о том, чтобы
убедить избирателей, а о том, как похвалить Даниловича и очернить парламент
еще лучше, чем это делают Зиновий Кулик и Александр Волков. Что печальнее
всего для Кучмы — ему нравится именно такой продукт.

Так что, как «базука» в руках дикаря может привести только
к самоубийству, так и новейшие избирательные технологии с технологами не
сработают в руках ограниченных политиков. Контролируя все общенациональное
телевидение и львиную долю газет, проиграть выборы можно только при одном
условии: врать столько, чтобы народ вообще перестал им верить. Похоже,
окружение Президента замечательно с этим справилось. При всем при том эти
люди не способны учиться на собственных ошибках. Целые мыльные оперы о
злоупотреблениях Лазаренко и «Громады» (сериал назывался «7 дней») позволили
«Громаде» неплохо обустроиться в парламенте. И на президентских выборах
продолжается та же корявая и неуклюжая пропаганда. Люди, которые сами кое-как
едва сводят концы с концами при отсутствии зарплаты, видя нищих на каждом
перекрестке, не способны поверить в телезаверение: «Все хорошо, прекрасная
маркиза». Они только озлобляются.

Вячеслав ЯКУБЕНКО 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ