Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мы сами плодим тиранов

А потом втихомолку жалуемся на них
14 октября, 1999 - 00:00

Время существования народов (сиречь история) характерно тем, что в свои фатальные минуты народ, пребывающий в сущем, не всегда и не весь может узнать в ускоренных кадрах этого бытия всю свою предыдущую историю, чтобы прочитать его угрожающий подтекст, а поэтому не осознает величия и ужаса критического периода, а возможно — своей клинической смерти, после чего может либо исчезнуть навеки, либо явиться миру обновленным...

В сердцах истинных украинцев всегда жила их героическая история, хотя бы в обедненном виде. Даже во времена самой черной фальсификации и умалчивания мы знали, что казаки были героями и что весь наш народ в общем геройский, настоящий Гулливер, но какая-то злая сила, фатум, то ли просто выгодное географическое расположение не позволяет ему обрести собственное государство, создать рациональное и крепкое хозяйство.

Вот уже в этот раз, думали мы, при нашем непосредственном присутствии, все будет хорошо; почти весь народ высказался на референдуме за независимость, так же единодушно мы построим «государство и войско ее». Нет агрессии силы, а с другим — управимся.

Да вот с другим, похоже, управиться не так-то просто. «Другое» не лежит на поверхности истории, которую пишут заангажированные летописцы. В организованном, размеренном ритме народной жизни оно почти незаметно — но в переломные периоды истории народа, во времена чрезвычайных событий — непременно вылезает на свет Божий, нередко побеждая здравый рассудок и даже историческую закономерность. Тогда малые народы, бывает, оказываются во главе истории, а большие — у ее ног. Еще эту силу называют ментальностью или народным характером. Тут говорится о худших чертах нашего характера, — лучшие мы знаем, они и в песнях воспеты, и в произведениях описаны. А вот худшие нам иногда наши недруги в анекдотах подносят; тогда мы сердимся, очень сердимся. Однако именно они, худшие черты нашего национального характера, — как лилипуты, все-таки сумевшие связать Гулливера, фатально вяжут и нас по рукам и ногам.

Последние годы в Украине — это годы фактически ее клинической смерти: стоит экономика, в полях зимует свекла, все социальные слои в невиданной бедности. Кроме одной, новой — мафиозно-кланового слоя. Но в каких- то незначительных, на первый взгляд, явлениях и событиях сегодняшнего дня, присмотревшись, словно в спрессованном виде, можно увидеть всю нашу историю. Мы видим героизм и самоотверженность, которые вольются в несколько фраз Большой летописи этого народа. Мы видим и другое, которое в летопись не попадет из-за недобросовестности или недомыслия летописцев. Но как раз это другое, как лилипуты, опять свяжет (может связать) нашего Гулливера. А потомки народа, как всегда, все спишут на географическое расположение и коварство соседей. Они коварны, но речь теперь не о них. Мы, наконец, не из чужих анекдотов, а воочию имеем возможность увидеть этих лилипутов — наши собственные страх, надменность, измену, продажность, перерождение, лень. Мне не хочется писать этих слов, но, чтобы уничтожить врага, чтобы избавиться от хворей, надо в первую очередь назвать и признать их. Каждый, в частности, может рассуждать так: ну, заключу я небольшую сделку с совестью — так зато в карман, в хозяйство что-то капнет, детей устрою, книгу издам. Одним словом, пользы от этого больше, чем вреда. Но там такой малюсенький вред... Вредящих, дорогие, много. И если каждый немного попустит там, где нужно держать всем и изо всех сил, — вес не удержится: упадет и раздавит всех с их маленькими крадеными выгодами. Вот что значит в переломные времена невинное заигрывание с моральными принципами.

История над нами еще таким способом посмеялась, не оставив нам ни одного шанса в оправдание: мол, террор, сила... Сегодня не 33-й год, а Кучма с Кравченко — не Сталин с Берией. Это не та дьявольская мощь, которую невозможно одолеть, это лишь ее бесплотная тень. История жестко, но правдиво показала, что мы, оказывается, и тени боимся. Бояться силы — это одно, это понятно, а тени бояться — это уже, господа, грустно. Грустно смотреть на конвульсии страха и угодливости со стороны армии украинских чиновников, а тем более — со стороны «соли земли», украинской интеллигенции. Да, это уже не трагедия, это фарс, кино, это бледные кадры — перед концом или перед очень нужным изменением, хирургическим вмешательством в собственный характер, возможным тогда, когда обожжет жгучий стыд, когда все в себе осознаешь...

... «Литературная Украина» — «Газета украинских писателей Украины» от 7 октября 1999 года. Вверху — сообщение «В Союзе писателей Украины»: «Ситуация, сложившаяся в Украине накануне президентских выборов, обсуждена на очередном заседании президиума совета Союза писателей Украины». Как пишет корреспондент, прошли бурные дебаты по поводу того, кого же организация будет поддерживать на президентских выборах, даже голосовался вопрос о рейтинговом определении кандидата. Однако «горячие» (именно так — в кавычках) предложения были отклонены. В результате дебатов президиум совета принял заявление. Не дочитав оставшуюся информацию о заседании, ищу на странице заявление: как же определились наши моральные вожаки? К чему призывают рядовых членов организации и темный народ? «Изберем президента — патриота» — называется документ. «... Некоторым кандидатам необходимо уступить и поддержать того, у кого самые большие шансы на победу...» Какая свежая мысль! «Призываем голосовать за того, кто гарантирует... наведет... обеспечит... кто будет содействовать... будет поддерживать... создаст...» «Призываем голосовать против тех, которые...» Одним словом — «будут строить не украинскую, а русскую Украину, думают только о собственном обогащении», не почитают украинского языка, не разговаривают на нем... Не найдя конкретной фамилии, слышу, как начинаю гореть со стыда. Вот и прошли между капельками, еще лучше, чем в свое время Леонид Макарович. Хоть лицо утратили, зато не замочились.

Как оно должно бы быть с нашими разбросанными по различным вековым и политическим полюсам писателями? Которые, кроме всего прочего, сами по себе, а писательские функционеры — сами по себе. Честная и прямая осанка представительского писательского органа обязывает не к уловкам, а к честной информации. Говорилось, мол, о таких вот и таких кандидатах. В пользу каждого из них были такие аргументы, к единому мнению не пришли. А может в этих самых аргументах собака зарыта? Нет аргументов в пользу действующего Президента, и сказать об этом — страшно и пока невыгодно (почему — см. ниже). Призывать голосовать за самого достойного — хочется, но вдруг он не выиграет выборы? Тогда действующий отыграется. Нет, на всякий случай надо притвориться патриотическими простачками... Не назвать ни одной фамилии, ограничиться замызганной демагогией. Но с определенным прозрачным сигналом для действующего, он поймет. Этот сигнал — материал в центре страницы, рассказывающий о «встрече Президента Украины Леонида Кучмы с ведущими украинскими деятелями искусства». И на этой встрече «отец» пообещали «разобраться, распорядиться, посодействовать, помочь...»

Разумеется, состояние культуры в Украине — катастрофическое, но пока не выйдет из коллапса экономика, а во главе государства не встанет сильная личность, это состояние не изменится, несмотря на отдельные подачки и обещания. Однако, обманывая самих себя, «ведущие художники» всуе надеются, что «Президент Леонид Кучма» высосет им из пальца и даст. Все мы видим, чего смог достичь за пять лет президентства действующий: упадок, коррупция, преступность, грабеж государства кланами, безграничные ссуды, с которыми в будущем году нам угрожает дефолт. Дефолт будет, если меня не переизберут, угрожает он, ибо только я смогу договориться с заграничными банкирами, реструктуризировать долг... Цирк, да и только. Будто это и не он довел государство до такого катастрофического состояния. Но дайте ему еще один шанс — станете банкротами и будете проданы с молотка.

Не логичнее ли было бы писателям бороться (а они могли бы сделать многое, имея авторитетную газету и организации в областях) за сильную личность, за такого президента, который создал бы интеллигенции (и всем) условия для достойного существования и законного зарабатывания средств? Чтобы не приходилось каждый раз льстить и выпрашивать, а потом ходить на цыпочках за «содействие Президента Украины Л.Д.Кучмы...» в издании серии «Современная украинская литература», за крохи, которые тот может дать за хорошее поведение, а может и не дать. Как будто он владелец всего, что есть в государстве, а не такой же служащий, как другие, только выше рангом. Ох, «не встанемо, мамо...» Сначала народ сам плодит тиранов и взяточников, а потом втихомолку сетует на них.

Позиция Союза писателей в президентских выборах — это попытка сидеть на двух стульях, примитивная хитроватость украинского дядьки. Вполне понятно и закономерно можно было бы писателям обойтись без заявлений: творческие люди, у каждого свое личное мнение, каждый для себя определился с кандидатом, ведь так оно и есть, — и не плодить такой стыдобный документ, компрометируя рядовых членов Союза.

... Это — коллективная хитрость и пугливость, а сколько примеров индивидуальной. Как запросто порою может ничтожный человечек манипулировать большими человечками, имея в руках власть и народные деньги, когда большие человечки опутаны лилипутами низких, недостойных черт.

Можно было бы еще говорить о других лилипутах, например, черная зависть благополучию соседа или ярость к представителю другой национальности, который, пока нам лень пошевелиться, своей смекалкой, трудом, настойчивостью множит собственный достаток, строит карьеру. Спрашивается, кто нам на нашей собственной земле запрещает работать, творить добро и радость? Кто сковал нам ноги, связал руки, парализовал ум? Назовите его, и будем вместе с ним бороться... Напомнить еще раз? Страх, зависть, надменность, хитрость, лень... et cetera. Или же боязнь настоящего, которая проистекает из неуверенности в собственных силах. Мы желаем жить прошлым, мертвым: «открещиваемся» в язычники, возрождаем социальные слои, ушедшие в историю, вместо того, чтобы шествовать наравне с другими народами, — и не стесняемся канючить ссуды у этих других народов и носить их обноски. Конечно, воспроизводить ритуалы и болтать о своей исключительности легче, чем работать. Посмотришь, бывает, на какое-то собрание взрослых людей — и страх пронимает: театр... Головы друг другу землей посыпают, тогда как некому эту землю плодородную обрабатывать, сорняками глушится.

.. Вот она, на улице, в собрании рабочих и служащих, единодушно выдвигающих «дорогого Леонида...», в торгах и низком расчете политических партий, в постыдных заявлениях общественных организаций, — наша история проносится перед нами в спрессованном виде, проносятся самые большие наши враги, чтобы мы могли воочию их узреть и наконец определиться: исчезнуть хотим с исторической арены — или переродиться для здоровой, достойной, нормальной государственной жизни. Не побоимся их назвать, признать, бороться с ними — будем жить!

ГАЛИНА ПАЛАМАРЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ