В городе Ирпене, под Киевом, прошел II студенческий фестиваль «Фаст-фест уик-енд» — акция весьма молодая и в сетке других осенних праздников Киева еще не утвердившаяся. Конечно, любой фестиваль — в первую очередь чудный повод для тусовок и общения. «Фаст- фест», похоже, и создавался как такой повод. Собрать побольше творческой молодежи на лоне природы — сама по себе милая затея. Правда, еще надо было смотреть кино.
С этим было чуть сложнее. По замыслу своему фестиваль сориентирован на малый экран. Видео-арт здесь — наиболее почитаемое слово. Но вот с тем, что это такое, определенности нет. Почти все, что показывалось как в конкурсе, так и вне его — это студенческие работы — или сделанные на видео короткометражки, или, по большей части, чисто телевизионные репортажи и зарисовки. Свои фильмы и студентов прислали московский ВГИК, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Белорусская академия искусств, Тбилисский институт театра и кино. Украину представляли Харьковская академия искусств, Киевский театральный институт, несколько человек от Центра современного искусства (бывший Сороса). Наиболее обильной была делегация Университета культуры. Собственно, и сам фестиваль — это детище поющего ректора Поплавского и его команды. Оказывается кино, или чем-то схожим занимаются у нас достаточно людей. Другой вопрос — результаты этих занятий. После всего просмотренного осталось впечатление, по Сковороде, «неравной равности». Белорусы были ничем не хуже москвичей, а тбилисцы, против ожиданий, прислали работы добротные, но не сверх того.
Камера в руках — хорошее средство для того, чтобы рассказать историю, дать крупный бытийный план героя. Именно такие истории оказались у жюри в фаворе. Так, вторую премию в конкурсе видео-арта «Кувшин любви» получил фильм студента Киевского театрального института Евгения Матвиенко «Игрушка» — полная юмора и драматизма новелла о мальчике-инвалиде. Тема милосердия, судя по всему, вообще не чужда молодым творцам: старики и дети — были героями нескольких фильмов. Специальный приз милосердия получил белорусский фильм «Гулкие шаги в тихом доме» (режиссура Александры Бутер). Минский десант вообще оказался одним из приятных сюрпризов фестиваля — их работы хорошо сочетали и эксперимент, и взрослую твердость руки. Вполне логично гран- при — «Большую золотую макитру» плюс видеодвойку от телеканала IVK достался студенту Белорусской академии искусств Сергею Рыбакову за «Одну простую сказку» — остроумный, четко выстроенный очерк об успехе и жизненных ценностях. Трое одноклассников ныне преуспевающей в Англии фотомодели вспоминают о ее школьных годах. Вся гамма чувств, от зависти до обожания, а через них — судьба целого поколения — вместились в нескольких минутах экранного времени.
Видео, собственно, и рождалось как искусство в первую очередь экспериментальное и самостоятельное. Видео-арт — это как раз обозначение жанра малого экрана, независимого от кинематографа. В таком видео на первом месте — авторская концепция, выражаемая самыми разными средствами. Важен не сюжет или наличие героя, но напряженность мысли, сила и оригинальность образного потока. Подобного рода работа — прерогатива в первую очередь художников, сменивших кисть на камеру. Работ, выдержанных в чистоте жанра, было очень немного. Выдержаннее других — не в последнюю очередь из-за влияния учителя — оказалась программа ВГИКовцев, студентов мастерской Владимира Кобрина — одного из известнейших визуальных затейников России. Одна из этих работ — построенное на образах советской живописи 1920-х годов и компьютерных эффектах «Небо Шагала» получила третью премию с удивительной формулировкой «за сохранение культурных традиций в кино». Впрочем, доказательства наличия видео-арта наиболее убедительно предоставил Центр современного искусства — две соответствующих работы, сделанных на высоком художественном уровне — «Знаки воды» и «Бабочка» — запомнились многим. Первая представляла собой очень своеобразный, несколько мистический взгляд на природу; вторая же была ни чем иным, как ясно выраженной авторской концепцией культуры — настоящим философским трактатом в миниатюре, где вместо силлогизмов и умозаключений действовали яркие образы. «Знаки воды» получили поощрительный приз от спонсоров, а «Бабочка», к сожалению, демонстрировалась вне конкурса. Всего же разного рода призами было награждено более десяти работ.
«Фаст-фест» — конечно же, еще младенец. Болезни — тоже младенческие. Это и желание как можно эффектнее зарисоваться перед гостями — например, за счет аренды дорогущего клуба «Заир» в последний вечер (потом те же гости вынуждены были добираться своим ходом к месту ночлега через весь Ирпень), и достаточно скудная, не всегда отмеченная хорошим вкусом программа досуга, и невнимание к действительно новым веяниям, к тому же, многократно заявленному, видео-арту. Своего фестиваля малого экрана в Киеве нет. Насколько удалось заполнить эту нишу «Фаст-фесту» — если такая задача вообще ставилась — сказать сложно. Думается, однако, что при более продуманной организации, при действительном желании развивать визуальный эксперимент, при четкой дистанции от усредненности и поделок (а также от «большого» кинематографа), «Фаст-фесту» удастся вырасти в форум, не имеющий аналогов по крайней мере в нашей стране.