12 октября
С недавних пор пейзажи моего города обогатились огромными и не очень, но подозрительно однотипными лозунгами «Леонид Данилович Кучма — наш Президент». Иду на стадион — метровые буквы напоминают имя гаранта Конституции. Иду в цирк — и здесь мое внимание заняли доброжелатели. Таким же слоганом встречает меня Дом культуры. И даже в киноконцертный зал захожу, невольно цепляясь глазами за знакомую вывеску, которая, очевидно, должна засвидетельствовать благосклонное отношение хозяев заведения к действующему главе государства.
И здесь ловлю себя на мысли, что лозунги эти довольно хитры. С одной стороны, их можно расценивать как свидетельство глубокой любви и преданности делу Леонида Даниловича, как желание подставить ему свое плечо в затруднительную минуту всенародного волеизъявления. ( Дескать, победит и как-то где-то добрым словом вспомнит.) А с другой — они никого ни к чему не призывают и, в случае победы другого кандидата, никто ни к чему придраться не сможет. Придет, скажем, в одно из таких заведений слуга красной угрозы, которая станет реальностью; отыщет ответственного и спросит: «Было?» «Было, — ответит ответственный. — Но ведь я таким образом только констатировал факт, что Леонид Данилович был нашим Президентом. А помыслы мои, душа и тело сплошь и безапелляционно принадлежали единственной, которая направляет и руководит»...
Поделился своими мыслями со старым знакомым — дедом Николаем, который не втолкался в троллейбус, а поэтому отошел на прежнюю позицию. Старик ошеломил:
— Но какая же это реклама?! Это напоминание народу о главном виновнике всех наших бед! Я вот и сам думал повесить такой лозунг на своем заборе, да старуха шум подняла, мол, материя ужасно дорогая и красок подходящих нет.
Что я мог ответить старику? Прозорливость, она и в Африке — прозорливость.