Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Президент отрекся от власти,

подписав соглашение с собственными чиновниками
30 сентября, 1999 - 00:00

27 сентября Президент Украины Леонид Кучма подписал ... отречение от власти. Формально документ, скрепленный Президентом и представителями Союза лидеров региональных и местных властей, называется Декларацией о новой региональной политике. Он предполагает, что после победы Л.Кучмы на выборах региональные лидеры инициируют для него конституционный референдум для реанимации проекта Конституции, так и не вынесенного на всенародное утверждение в 1996 году. Как убежденно повторяли в этот торжественный момент губернаторы и сам Д. Табачник, тот проект Основного Закона был создан именно под двухпалатный парламент, который сулил и теперь сулит неисчислимые властные возможности для региональных лидеров.

Нет нужды в настоящий момент напоминать читателям, что проект Конституции, о котором идет речь, так ни разу и не был проголосован в парламенте 13 созыва вместе с положением о двухпалатном парламенте. Нет вообще никакой серьезной необходимости немедленно поднимать тот проект, чтобы узнать, насколько в нем превалировали властные возможности президентской республики и какую служебную функцию предполагалось отвести так называемому «сенату». Сегодня, подписав декларацию о новой региональной политике, но сделав это не после победы на выборах, а до или вместо нее, Президент действительно готов отдать власть этим самым регионалам. Лишь бы не сдаваться кому-то другому, из своего ли ближайшего окружения, или же вообще своим политическим оппонентам.

Доказать факт отречения от власти Президента Кучмы довольно легко. Этому способствует сама письменная форма обязательств, к которой принудили главу государства авторы этого политического проекта. Никогда и ни в какой системе власти высшее должностное лицо государства не подписывает «на равных» никаких документов с собственными чиновниками, каковыми являются назначенные им губернаторы и главы районных администраций (присутствие отдельных мэров и даже отдельных депутатов в этой акции вообще никакого правового смысла не имеет). Это может быть и является только актом отречения или капитуляции, хотя, как нетрудно представить, на почетных условиях. Они ему — подсчет результатов выборов, он им — верхнюю палату с законодательной властью. При этом абсолютно никаких гарантий в том, что Президенту оставят те самые полномочия, о которых говорилось в старом проекте Конституции, нет и быть не может. Даже не зная подробностей подписанных текстов, такой вариант приходится исключить, поскольку он сам исключает выгоду, ради которой регионалы-чиновники пошли на максимальное попрание Конституции действующей, да еще и в документальной форме.

Несомненно, вскоре все правовые и юридические подробности и комментарии указанного акта будут известны. Политические же выводы можно сделать уже сейчас. Ну, во-первых, приходится констатировать, что авторы «украинской» идеи пошли на опережение тех событий, которые пока на словах обсуждаются в России. У тамошней семьи, разумеется, больше проблем, в том числе и с наследниками и преемниками, не говоря уж о войне и другой действующей системе власти. С этой точки зрения украинские мудрецы должны, наконец, оценить преимущества родной ситуации. Можно считать, что у них, то есть у нашей семьи, в резерве есть еще конституционный переворот, который для России уже одноразово использован. Есть ли такой ресурс у нашего Президента — вопрос отдельный, и об этом будет еще много разговоров. Но говорить о том, что в части дискредитации и ослабления президентской власти Украина догнала и перегоняет Россию — уже пора.

Во-вторых, акт Президента Кучмы доказал, что все ресурсы соглашения с политической оппозицией исчерпаны. Это касается и завершения розыгрыша уже неактуального сценария «реформатор против красной угрозы», и попыток расколоть «каневскую четверку», и даже «невинных» надежд на последнее предательство национальных интересов со стороны правого кандидатского крыла. Нет необходимости отдельно доказывать и тот бесспорный факт, что окончательно исчерпан и диалог с парламентом, в котором по-прежнему официальная численность так называемых пропрезидентских сил превышает численность оппозиции. Подписание президентом фактически антипартийного соглашения с региональными чиновниками не просто подтверждает давно известную истину об отношении «внесистемного» политика Кучмы к демократическим процессам в стране, но и отражает важный нюанс текущей предвыборной конъюнктуры: Кучма именно перед финалом гонки проигнорировал и «Злагоду», и президентский многопартийный блок «Наш выбор — Л.Кучма», и много чего другого, что носит конкретные имена и фамилии, но пока не доказано судом.

Наконец, Президент своими руками создал проблему, которая до сих пор не была актуальна для Украины: проблему реального преемника власти. Говорят, эта проблема исчезнет сразу же после выборов с победой Л.Кучмы, когда некоторые семейные отношения оформятся через банальный ЗАГС. Но, думается, игра «Счастливый случай» к данному случаю имеет только случайное отношение. Кроме родственников Президента и озабоченных верхней палатой губернаторов, в этой истории действуют известные политики, которые за свой проект, надо думать, не просто хороший разовый гонорар готовы получить. Как-то слабо верится, что, например, господин Д. Табачник, которому представился случай осуществить реванш после своего жестокого поражения в ходе конституционного процесса 1996 года, после планируемой победы согласится и дальше работать политологом в каком-нибудь фонде или институте, и даже оставаться рядовым депутатом-мажоритарщиком. Ах, да, он сможет претендовать на роль главы сената! Или нет, ведь он до сих пор не является губернатором даже самой захудалой области Украины. Или вице-президентом? Или эта должность для г-на Деркача-младшего? Может, спикером нижней, депутатской палаты? Может, но между авторами идеи, как известно, еще не решено, будут ли в нижнюю палату назначать по партийным спискам или опять по мажоритарным округам. Ах, но не возвращаться же г-ну Табачнику все тем же главой администрации. Тем более что трудоустроить придется не его одного. Впрочем, почитаем проект новой Конституции, узнаем. Или почитать тоже не дадут: так, без лишних предварительных дебатов на референдум и вынесут. Хотя и читать тут нечего: все равно для всех желающих еще раз поиграть в узурпацию власти мест не предусмотрено.

Поэтому реальная проблема вероятного преемника Л.Кучмы, при котором официальный глава государства будет ширмой, пока состоит в том, чтобы обеспечить еще до исторического референдума и даже до победоносных выборов, — полный паралич все еще действующего парламента. Задача, как можно предположить, не из легких, поскольку в ВР сужение круга заинтересованных лиц до перечня возможных преемников оставляет все более широкий простор для роста рядов оппозиции. Разумеется, на то и сговор с региональными властями, чтобы они буквально за считанные дни обеспечили неявку проживающих на своей территории депутатов всевозможных мастей на заседание ВР 5 октября. Но в присутствии наблюдателей из того же Совета Европы подобная акция может показаться подозрительной. Тогда надо торговаться. Но о чем и с кем? Все уже было. Новой в этой истории является только готовность Президента развалить страну на мелкие губернии, которые потом даже в федерацию собрать не удастся. Хочется верить, что по этому поводу свое слово хотя бы скажет первый президент Украины Л.Кравчук, который, кстати, в рамках отведенной ему комиссии по административной реформе не так давно изучал вопрос постепенной территориальной трансформации путем слияния областей в исторические и экономические «земли».

Впрочем, что говорить и ему, ведь приговор стране Л.Кучма подписал, явно не советуясь с предшественником.

А может быть, «приговор стране» — это слишком громко сказано. Капитуляция Президента перед губернаторами, — это пока лишь повод для оппозиции еще раз вернуться и к вопросу о полномочиях лица, исполняющего обязанности президента до выборов, и к вопросу о снятии этого лица с регистрации, и ко многим другим вопросам, которые решаются в судебном порядке. Насколько известно, оппозиция в Украине о своей капитуляции не объявляла, как и законодательная, и судебная власть. Все уже было, и все еще впереди.

Ирина ПОГОРЕЛОВА, «Политические хроники», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ