9 украинцам, членам экипажа самолета Ил-76, задержанного 14 августа в Замбии, предъявлено обвинение в шпионаже. В списке значатся: Виктор Сидоров, Григорий Удод, Сергей Терещенко, Александр Кривец, Александр Земляков, Василий Пичкур, Игорь Храмов, Евгений Пономарев и Анатолий Токмаков.
Власти африканской страны утверждают, что во время передвижения украинские летчики нарушили закрытую для пролетов зону замбийской авиабазы. За шпионаж законы этой страны предусматривают наказание в виде 30 лет тюремного заключения.
Сначала украинскому экипажу были предъявлены обвинения в перевозке оружия для ангольских повстанцев. При обыске выяснилось, что самолет пуст, но обвинения сняты не были. Власти Замбии также отказались освободить украинцев под залог, предложенный кенийской фирмой-фрахтовщиком самолета.
Ил-76 принадлежит мелитопольской авиакомпании «Азовавиа». В мае месяце вместе с экипажем он был зафрахтован кенийской фирмой «Меридиан». Ее учредителем, по словам летчиков, является украинский гражданин. Сотрудничеством с ним на «Азовавиа», по имеющейся информации, всегда были довольны.
Нанятые кенийцами адвокаты, по сообщению СМИ, утверждают, что экипаж имел разрешение на посадку в столице Замбии, откуда должен был забрать груз в центральную африканскую республику. Какой именно груз планировал перевезти этот самолет, у официальных лиц выяснить не удалось. Работник АНТК им. Антонова Андрей Савенко, который часто общается с летчиками, работающими в Африке, в интервью ЦЖИ отметил, что основными грузами для тамошних перевозок являются продукты питания, скот и оружие.
Работники МИД пока не дают свою оценку происшедшему. Они признаются, что до сих пор «им известна только позиция замбийской стороны». Для выяснения обстоятельств случившегося в Замбию в ближайшее время отправится украинская делегация. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Игорь Грушко сказал ЦЖИ, что послом Украины в ЮАР передана в Замбию нота протеста и требование официальных пояснений случившегося.
Один из работников «Азовавиа», пожелавший остаться неизвестным, исключает какую-либо возможность шпионажа со стороны своих коллег. «Это могла быть просто банальная ошибка. Они могли несколько отклониться от курса из-за присущих этой стране сложных метеоусловий, необорудованных трасс и отсутствия диспетчерской связи», — сказал он. При этом он отметил, что члены экипажа являются высококвалифицированными специалистами.
Собеседник ЦЖИ не исключает, что проблемы с самолетом могли быть вызваны «проделками конкурирующих авиакомпаний». «Я почти уверен в этом», — сказал он.
Африка сегодня считается наиболее приемлемым и хорошо оплачиваемым рынком авиаперевозок для компаний стран СНГ. Запад для них закрыт, на родине зарплаты низкие, да и потребности в таких специалистах в странах бывшего союза с каждым годом уменьшаются. Поэтому конкуренция на рынке Африки довольно серьезная. Хотя условия работы назвать легкими трудно.
«Работая в Африке, украинские летчики подвергаются большой опасности. В любой момент самолет могут сбить. Поэтому фирмы, нанимающие наши экипажи на работу, не дают гарантий. Часто бывают случаи, когда заказчик с условием доплаты или даже под угрозой насилия заставляет летчиков лететь по непредусмотренному маршруту», — сказал Савенко.
Руководитель «Азовавиа» Игорь Коновалов отказался прокомментировать случай с самолетом его компании, сославшись на то, что эта ситуация «быстро меняется».
Судебное заседание по делу украинских летчиков назначено на начало октября. В МИД утверждают, что вопрос об освобождении летчиков будет решаться на политическом уровне на следующей неделе, когда президент Замбии вернется в свою страну после посещения Ливии.