— Почему Иван Мазепа в качестве союзника выбрал шведского
короля? Эта идея появилась внезапно или созревала постепенно?
— Союз со Швецией предполагался еще во времена Богдана
Хмельницкого, который хотел соединить свои национально-освободительные
идеи с активным участием в этих делах шведов. Этот вопрос естественно возник
во времена Карла ХII, который поддерживал Станислава Лещинского, претендента
на польский престол. Первые же переговоры о будущем союзе целиком удовлетворили
Мазепу. Ведь речь шла не о вассалитете Украины, а только о военной и политической
поддержке со стороны Швеции. К тому же речь шла о союзнике из довольно
отдаленных краев, который не имел претензий ни на украинские черноземы,
ни на работящий украинский народ.
До нас сегодня дошло несколько статей украинско-шведского
договора, зафиксированного в 1712 году в документе, составленном Пилипом
Орликом — «Вывод прав Украины». В нем, в частности, говорилось о том, что
«Его Королевское Величество обязуется оборонять Украину и примыкающие к
Стране казаков земли и незамедлительно высылать туда войска на помощь,
когда для этого возникнет потребность и когда помощи этой попросит князь
(имеется ввиду гетман). Войска эти, вступая в страну, будут под командой
шведских генералов, но во время операций в Украине Его Величество доверит
руководство ними князю и его заместителям, и это будет длиться до тех пор,
пока Украина будет нуждаться в том войске, которому Его Королевское Величество
будет выдавать плату, а казаки будут снабжать их хлебом и продовольствием.
В договоре также указывалось: «...все, что завоюется из бывшей территории
Московщины, будет принадлежать, на основе военного права, тому, кто этим
завладеет. Иван Мазепа, законный князь Украины, никоим образом не может
быть нарушен во владении этим княжеством после его смерти, которая, нужно
надеяться, не наступит еще долго. Станы Украины сохранят все вольности
согласно своих прав и старинных законов».
Иными словами, договор Карла ХII и Мазепы был договором
двустороннего международного характера и отвечал типу союзного договора
двух суверенных государств.
Так Мазепа со старшиной очень серьезно поставили идею объединения
всех украинских земель и в этом они пошли следами Богдана Хмельницкого
и Карла-Густава Х.
— Судя по воспоминаниям современников, Мазепа был натурой
очень противоречивой и далеко небезгрешной. Наверняка в его характере и
судьбе немалую роль сыграли отрицательные черты...
— Да. Может быть во многом благодаря этому он вызывал огромный
интерес у писателей и политиков. Ему посвятили свои произведения англичанин
Байрон, француз Гюго, поляк Словацкий, русские поэты Рылеев и Пушкин. А
в украинской литературе о Мазепе писал Т. Шевченко, С. Руданский, Б. Лепкий,
Ю. Дараган, В. Сосюра и другие. Они давали разные оценки деятельности мятежного
гетмана. Некоторые писатели, к числу которых относится и русский поэт-
революционер К. Рылеев, пытались сделать из Мазепы героя свободы. Тарас
Шевченко, раздумывая о судьбе Украины, сожалеет, что не состоялось объединение
сил фастовского полковника Семена Палия и Левобережного гетмана Ивана Мазепы.
Тогда бы по- другому развернулись события в Украине и не властвовал бы
в ней царь-деспот.
Мазепа в силу своего характера сделал немало ошибок и действительно
сам себя перехитрил. Его чрезмерные осторожность и подозрительность в решительный
час обернулись против него самого. Вспомним хотя бы, как, скрывая истинные
замыслы, он напоминал священнослужителям отправлять богослужение в церквях
за победу Петра I. Он, конечно, недооценил влияние религиозного фактора
на украинских казаков и простой народ. Иван Мазепа начал вводить в Украине
крепостное право, что непростительно ему как европейцу по духу и по воспитанию.
В нем также чувствовалось барское отношение к простым людям и он отступил
от народных понятий о верности, братстве, самопожертвовании. Как вы знаете,
жертвами его интриг стали полковник Искра, генеральный судья Кочубей, один
из лидеров украинского казачества Семен Палий. Но мне кажется, что эти
жертвы были принесены не ради собственного обогащения и других выгод, а
ради укрепления Украинского государства. В качестве оправдания некоторым
его неблаговидным поступкам может служить и то, что он вынужден был идти
на поводу у коварных московитов, которые не брезговали никакими методами
для расширения своих территорий.
Тем не менее я не могу понять и оправдать поступок старого
гетмана Мазепы, который совратил юную и неопытную Мотрю Кочубей, нарушив
религиозные каноны (он был крестным отцом дочки знаменитого Леонтия Кочубея)
и хотел на ней жениться. И все-таки, если считать Ивана Мазепу великим
грешником и преступником, то кем тогда можно назвать Петра I, который после
свержения царицы Софьи собственноручно разбил палицей головы двухсот cтрельцов,
принявших ее сторону, и собственноручно убившего своего сына? И не благодаря
ли ему при строительстве Санкт-Петербурга погибли тысячи и тысячи людей,
в том числе украинские казаки и крестьяне? А как оправдать факт поголовного
истребления старообрядцев? Что можно говорить о нравственности пьянчужки
Александра Меньшикова, самого близкого царского соратника, который до основания
разрушил ни в чем неповинный Батурин?
— И все-таки нельзя сбрасывать со счетов украинский
народ, В конце концов он не поддержал Ивана Мазепу и не выступил на стороне
шведов. Почему?
— Мне кажется, что тут большую роль сыграл знаменитый менталитет
украинской нации. Бесконечные чужеземные набеги разрушили национальную
общность украинцев. Это явление получило особое распространение среди зажиточных
слоев, поскольку их души деформировала огромная частная собственность —
имения, земли, выпасы... Многим из них было трудно понять Мазепу, который
несмотря на свои богатства, вкладывал деньги не в строительство собственных
дворцов, а в строительство церквей, монастырей, в культуру, образование...
Вообще последняя война показала Ивану Мазепе «кто есть кто» в его окружении,
но было поздно. Когда Меньшиков обложил Батурин, осада могла продолжаться
очень долго, если бы не нашелся среди защитников города прилукский сотник
Иван Нис, который показал потайной вход. Так же недостойно повели себя
многие из окружения Мазепы после поражения Мазепы в Полтавской битве. Они
сразу же переметнулись на сторону московского царя и начали дружно проклинать
Мазепу. Видимо еще со времен татаро-монгольского нашествия национальной
украинской ментальности были нанесены такие сокрушительные удары, которые
ее постепенно подорвали и деформировали.
— Как известно из истории, у гетмана Мазепы были довольно
сложные отношения с Запорожской Сечью...
— У гетмана действительно отношения со своевольными и воинственными
запорожцами не сложились буквально с первых дней его правления. Он стремился
построить стабильное государство с оседлым казачеством, которое бы постоянно
защищало от врагов всю территорию. Он хотел создать регулярную армию из
реестрового казачества, которая бы выполняла волю гетмана. Именно эти прискорбные
недоразумения привели к тому, что в решающий момент Полтавской битвы на
помощь Мазепе прибыл только кошевой атаман Кость Гордиенко с небольшим
отрядом запорожцев.
— Не напоминает ли вам Руина времен гетмана Мазепы нынешнее
положение в Украине?
— К великому сожалению, исторический опыт государственного
строительства почти ничему не научил ведущих современных политиков, которые
признают себя в Украине, а не Украину в себе. Продолжается бесконечная
борьба за «булаву», «бунчуки» и хоть не льется кровь, но народ постепенно
гибнет духовно. Мне кажется, что нынешней Украине, как никогда, нужна мудрая
голова и сильная рука. А это предполагает национальную идею, поднявшуюся
над всеми партийными пристрастиями.
21 сентября этого года исполнится 290 лет со дня смерти
мятежного гетмана Ивана Мазепы. Незадолго до своей кончины он и шведский
король с остатками армии мчались по диким степям. Мазепа был потрясен происшедшим
и подавлен. Вскоре они перебрались на турецкую сторону реки Буг. Царь Петр
I настойчиво требовал от турецкого паши выдачи Мазепы и давал за это огромные
деньги. Но паша остался верен заповедям Корана, не позволявших выдавать
беглецов, попросивших защиту.
Для гетмана Мазепы наступала трагическая развязка. После
известия о близкой его смерти, возле гетманского дома стали собираться
толпы казаков, поляков, шведов, турок. После полудня появился шведский
король Карл ХII с официальными представителями Англии и Голландии, чтобы
попрощаться со своим другом и союзником, но гетман уже никого не узнавал.
Долгое время в Украине бытовала легенда, что гетман Мазепа
не умер и его не похоронили в Бендерах. Только для вида ему устроили похороны,
а на самом деле гетман тайно перебрался в Киев, принял иночество и в покаянии
закончил свою жизнь в Киево-Печерской лавре.