Редкая газета Николаевской области, выпуск новостей на ТВ или радио обходится без упоминания Л. Кучмы. В различных контекстах: либо его очередные деяния на посту главы государства, либо имиджевые материалы. Чуть ли не обязательными стали ссылки на Президента в публикациях о председателях колхозов, директорах предприятий, руководителях местных органов власти. Как бы невзначай, между прочим, но герой публикации обязательно должен сказать о «выдающейся» роли Л. Кучмы в реформировании экономики (заботе об отрасли, поддержке отечественного товаропроизводителя и т.д.). Для журналистов подобное упоминание является своеобразной гарантией того, что материал увидит свет, а для героя публикации — это лишняя «галочка» в подтверждение своей лояльности. Впрочем, героев публикаций много, а Л. Кучма — один. И, похоже, для СМИ, страдающих кризисом жанра в создании «единственного и неповторимого» образа, начал выходить информационный выпуск «Регионы Украины накануне выборов». Выпуски, выполненные в виде сборников информагентств, ежедневно, кроме воскресенья, распространяются штабом Л. Кучмы среди подконтрольных СМИ. Каждому из кандидатов на пост Президента Украины в них посвящено от одного до нескольких информационных сообщений. Причем только Л. Кучма в этих выпусках выглядит молодцом, все остальные кандидаты — гадкие, мерзкие, противные, неискренние и вообще — себе на уме. В стиле доносов в выпусках выдается информация о кандидатах: кто где был, о чем говорил, на чем приехал, кто сопровождал, что по этому поводу говорят в транспорте, кто каким популизмом занимается... И только Леонид Данилович, ну, и иногда Валерий Павлович, если верить выпускам, — все в белом, истинно и искренне ратуют за страну в целом и народ в частности. Всю эту «лабуду» уже начали периодично выдавать в эфир некоторые николаевские электронные СМИ. Подобный выпуск корреспонденту «Дня» передали в одной из николаевских редакций. Кроме названия — «Регионы Украины накануне выборов» — в нем не содержится ни выходных данных, ни фамилий редакторов, ни адреса или телефона. Зато есть выделенная черным шрифтом пометка: «Внимание: точное воспроизведение текста не рекомендуется. Интерпретация нижеследующих сообщений должна осуществляться координаторами СМИ (координаторами от штаба Л. Кучмы. — Д.К. ).
Если подконтрольные СМИ стали безропотно и бесплатно выпускать подобные выпуски, то в отношении остальных, видимо, пригодилась нашумевшая «аналитическая справка» СБУ, характеризующая ситуацию в информационной сфере Николаевской области. Как известно, в ней николаевские СМИ поделены на тех, на кого «может опираться действующий Президент», и таких, чье тяжелое экономическое положение «могут использовать» другие кандидаты. Как рассказал корреспонденту «Дня» редактор одной из газет, отнесенных ко «второй категории» на днях между его редакцией и представителями предвыборного штаба Л. Кучмы пописан договор, согласно которому газета на платной основе обязуется публиковать предоставляемые материалы, формирующие положительный имидж нынешнего Президента. Одним из условий договора является то, что газета, сохраняя за собой право печатать материалы о других кандидатах, воздержится от публикации статей и высказываний, представляющих Л. Кучму с негативной стороны.