ЗАБРАТЬ АВТОМАТ У БОЕВИКА ТРУДНЕЕ, ЧЕМ КОСТЬ У СОБАКИ
Вслед за тем, как мятежную часть Сербии покинули сербские военные, Косово продолжают занимать международные миротворцы, костяк которых составляют военные 11 стран НАТО. Общая численность КФОР будет составлять до 50 тысяч военных.
Такие члены Альянса как США, Франция, Британия, Германия, отправляют в Косово по 7 тысяч военнослужащих.
Кроме того США расположили свой полуторатысячный контингент в соседней Македонии, ведь тотальный наплыв беженцев и военных поставил под сомнение этнический баланс в этой небольшой стране. Военная операция, вопреки последнему желанию сербской власти, проходит под контролем и командованием НАТО.
Вместе с миротворцами Косово наводняет неизвестное количество албанских боевиков. Если принять во внимание, что 700 тысяч албанцев вернулось в свои дома, можно смело прогнозировать, что не меньше 70 тысяч единиц оружия осело среди «мирного» населения.
И хотя политический лидер косовских албанцев Хашим Тачи и пообещал, «что к осени боевики Армии освобождения Косово (АОК), перестанут проверять автотранспорт, отправят всех наемников на родину и сдадут все оружие», но за это время можно разве что надеяться на отказ албанцев от дедовских ружей. Забрать автомат у человека, который привык жить в состоянии военной эйфории, намного труднее, чем выгнать его из Косово, как это успешно сделали с сербскими носителями оружия. Поэтому, чтобы придать вооруженной неразберихе мало-мальски цивилизованный вид, американцы выразили готовность трудоустроить боевиков и легализовать часть оружия. Для этого по требованию лидеров косовских албанцев они проводят обучение 3 тысяч полицейских из числа военных АОК.
То, что такие полицейские, безусловно, будут предубежденно относиться к сербскому населению, похоже не учитывается. Не учитывается и то, что при таком подходе к проблемам коренных сербов, сербские носители оружия могут вернуться.
РОССИЯНАМ НЕ ДАЮТ ПОВОЕВАТЬ
На фоне активной поддержки сербов Россией (впрочем, далее политических заявлений дело не пошло) в течение всего конфликта, в глаза бросается очень малая численность российских миротворцев, которые базируются в Косово — 3600 военнослужащих и 210 работников МВД. России даже не выделили сектор ответственности. Поэтому мизерные силы россиян распылены и должны сосуществовать с военными сил НАТО в американском секторе «Восток», немецком «Юг», французском «Север». Как и следовало ожидать, российские войска размещаются преимущественно в зонах компактного проживания косовских албанцев. Единственное достижение россиян — их войска в Косово подчиняются неизвестно кому. За это сомнительное преимущество они вынуждены финансировать свое пребывание в крае из своего кармана.
Российских солдат в провинции встречают неприветливо остатки косовских сербов, которые переводят вину за потерю Косово на Россию, на поддержку которой рассчитывало сербское руководство, и враждебно — албанцы, которые эксплуатируют слухи, что якобы боевики из России вместе с сербами организовывали этнические чистки во время бомбардировок.
Хотя отрядов российских добровольцев в Косово не было и нет. Боевики Юрия Беляева, главы Националистической республиканской партии России, отличились в Боснии и Герцеговине. Тогда они действовали под протежированием Воислава Шешеля.
«За время бомбардировок я дважды был в Белграде, — сказал «Дню» Юрий Беляев, — и получал один и тот же ответ — подождите. Создалось впечатление, что в нашем присутствии просто не заинтересованы. Во время бомбардировок мы были не нужны, с самолетами воевать не будешь, а с остатками АОК сербы успешно управлялись сами. Но мы были просто необходимы во время ввода войск НАТО. Ведь власть, которая тонет, хватается за каждую соломинку. Если бы мы, пусть даже один отряд, базировались в Косово, войска НАТО так просто не вошли бы. И Милошевич мог бы спокойно говорить, что он не отвечает за действия российских отрядов, которые появились неизвестно откуда. После такой потасовки еще можно было сберечь Косово для сербов.
Создается такое впечатление, что Милошевич и Шешель пошли на какие-то особые договоренности с Западом, выгодные только им. Когда сербы говорят, что россияне предали, то как тогда скажешь о нас, которых просто не пустили помочь сами сербы. Хотя приглашения мы все еще ждем».
УКРАИНСКИЕ МИРОТВОРЦЫ — САМЫЕ МИРНЫЕ МИРОТВОРЦЫ В МИРЕ
Украина направляет в Косово 800 военнослужащих (военный госпиталь, вертолетный отряд, 37-ю отдельную роту и отдельный мотострелковый батальон). После долгих дебатов в Верховной Раде сошлись на том, что украинские войска в Косово будут подчиняться Объединенному командованию КФОР. Ведь основное финансирование, кроме заработной платы, взяли на себя США.
Контактировать с местными албанцами, сербами и натовцами украинским военным будет нетрудно, ведь за время бомбардировок Украина в силу «многовекторности» своей внешней политики поддерживала всех понемногу — кого добрым словом, кого гуманитарной помощью.
Отрядов украинских добровольцев сейчас в Косово нет. Присутствуют только отдельные люди, которые имели стойкие контакты еще с боснийской войны, в которой, правда, организованные украинские добровольцы, в отличие от россиян, участия не принимали, так как были заняты в Грузии. «Косово мы не могли обойти, — говорит председатель провода УНА-УНСО Андрей Шкиль — ведь здесь речь идет о святом долге каждого народа беречь свою историческую родину. Поэтому мы хотели оказать конкретную помощь сербам». Но как и в случае с российскими добровольцами, к услугам украинцев сербская власть решила пока что не прибегать.
«Похоже, что Милошевич занял антисербскую позицию, он не отстаивал Косово, а только пытался сохранить президентское кресло, заигрывая с национальными чувствами сербов. Об этом свидетельствует то, что месяц назад были все возможности сохранить Косово, — продолжает Андрей Шкиль. — Бомбардировки создали уникальную ситуацию, когда край оставили албанцы. В таких условиях дать отпор бойцам НАТО, которые воюют до первых убитых, — дело недели».
Среди других экс-советских стран отправить 15 военнослужащих в Косово заявила о своем желании Латвия. Литва создает совместный с поляками батальон, а Азербайджан отправляет 30 военных в составе турецкого миротворческого контингента. Заявление на участие уже подали 30 стран. Последними к ним присоединились Иордания, Арабские Эмираты и Ирландия, а список кандидатов в миротворцы постоянно растет. Создается впечатление, что мирить решили всем миром. Но после ухода из края сербских военных, а за ними местных сербов, становится непонятным — кого с кем. Сейчас в Косово, несмотря на всю национальную пестроту, серьезно представлены только две силы — военные НАТО и АОК.