Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В XXI век — с серпом и плошкой?

22 июля, 1999 - 00:00

Послушал, например, выступление Президента по радио и телевидению и душа обрадовалась: у нас, оказывается, уже создана база для стабильного развития экономики и, как результат: «У нас есть реальные основания — подчеркиваю, впервые за последнее десятилетие — завершить этот год с положительной динамикой». Или его же выступление на собрании офицеров Вооруженных сил (13 июля), которое можно коротко пересказать так: ситуация непростая, но реально возрождаются отрасли, включая машиностроение, способные обеспечить экономический рост; благодаря последовательному осуществлению аграрной и земельной реформ есть положительные итоги в сельскохозяйственном производстве. А как же иначе: ведь сейчас у нас «самое профессиональное правительство».

А буквально на следующий день, 14 июля на заседании Кабинета министров при участии Президента рассматривались итоги первого полугодия, и, оказывается, нет практически ни одной важной отрасли, где дела можно считать сносными; ни одного министра, чья деятельность заслуживала бы одобрения. Плохо в металлургии, энергетике, нефтегазовом комплексе, строительстве. В машиностроении — неуклонный спад производства (целых 5%), снижение конкурентоспособности, утрата рынков сбыта. А ситуацию в аграрном секторе иначе, как катастрофической, назвать нельзя. Да и сам Кабмин занимается неизвестно чем. Как следствие: непрекращающееся падение основного экономического показателя — производства ВВП.

Какое же выступление ближе к реальности? Безусловно, последнее. Но приведет ли этот анализ к правильным действиям? Вряд ли. Основные причины нашей национальной катастрофы так и остались нераскрытыми. Да и само выступление, и последующее показательное «избиение» ряда чиновников ничем, по сути, не отличались от таких же мероприятий прошлых лет. А уж их-то КПД, нам всем хорошо известен. Взять обещания дать больше полномочий местным руководителям. Что, кроме понятных предвыборных маневров, стоит за ними? Конечно же, отсутствие — и это через столько лет после провозглашения курса рыночных реформ — какой-либо внятной концепции влияния на процессы именно в рыночной среде, которой в силу разнообразия форм собственности принципиально чужд любой диктат: то ли министерств, то ли местных администраций. Даже с частной задачей — управлением государственной долей собственности — правительство никак не справится. Так и не определившись с разделением функций Фонда госимущества и министерств, окончательно запутали дело созданием еще одной конторы — Нацагентства по управлению государственными корпоративными правами. Теперь очередную панацею нашли в местных властях. Понятно, действиями центральных органов Президент разочарован. Но и в его «сватаньи» к регионам нет главного — экономического смысла.

Если ничего не дала многолетняя трескотня о важности предпринимательства, то вряд ли что изменит и заявление на упомянутом заседании, что не крупные предприятия, а только малый и средний бизнес помогут стране преодолеть трудности. Однако любой действующий экономист знает, что эти две группы предприятий нужно не противопоставлять, а создавать такие условия, чтобы они гармонично дополняли друг друга. Весь мир делает именно так.

Правительства всего мира думают сейчас о достойном третьего тысячелетия уровне экономики, технологий, жизни людей. Чем же озабочено наше? Оно просто не в состоянии вырваться из паутины порожденных им же проблем: неплатежей, бартера, поставок горючего. Заметили, кстати, что в обзорах Госкомстата теперь нет разделов о техническом прогрессе и инновационной деятельности? Это случилось вследствие их практического исчезновения. Тем временем на селе все чаще в ход идут не комбайны, а дедовские косы — нет ни техники, ни горючего.

Но перекладывание вины за всеобщую разруху на отдельных чиновников никогда не помогало делу. Да и никто не несет ответственности за их подбор, будто не в этом одна из главных задач главы государства? В нынешнем году бывшая житница оказалась перед реальной угрозой нехватки продуктов питания. И виной этому не погода. Основная причина — непонимание исполнительной властью сути происходящего в стране, подмена дела словами. Цена всех обещаний о стабилизации и росте видна хотя бы из недавнего признания высокопоставленного чиновника президентской администрации Анатолия Гальчинского: «...у нас практически отсутствуют механизмы прогнозирования и индикативного планирования, необходимая статистическая база, соответствующие... структуры». А кто мешает все это создать?

В стране разваливается энергетика. В разгар уборки урожая разразился бензиновый кризис. Но трескотни не убавляется. Давно прошли сроки, когда, по бодрым обещаниям замминистра экономики Виктора Кальника, бензин должен был подешеветь на 31 копейку. Вместо этого зафиксирован тройной рост цен.

О чем говорят эти наблюдения? Думается, нынешняя исполнительная власть полностью себя исчерпала. Доказала свою неспособность остановить порожденный ею же развал экономики. Надежды страны на возрождение могут быть связаны только с новыми людьми. Иначе Украина может войти в XXI век с серпом и плошкой.

Виктор ПЕТРОВ, народный депутат 12-го созыва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ