Я внимательно слежу за всеми вашими публикациями, посвященными религиозной жизни, и нахожу их лучшими среди написанных на столь непростую тему.
К сожалению, в нашем секуляризованном обществе практически отсутствуют журналисты, которые в состоянии писать грамотно и ответственно, зная и понимая проблемы церковной жизни общества.
А наша проблема состоит вот в чем. У меня создалось впечатление, что столь нагло и откровенно цинично, как в Днепропетровске, к церковным вопросам не подходят нигде. В 1992 году, после регистрации нашего прихода св. Иосифа, мы обратились к «отцам города» с просьбой вернуть нам здание римско-католической церкви, построенное в прошлом столетии в самом центре города. Католический приход в Днепропетровске просуществовал, с перерывами на послереволюционные гонения, до 1947 года. Католики Днепропетровска прошли через все то, что уготовил воинствующий большевизм всем верующим людям: расстрелы, ссылки, репрессии. В годы Второй мировой войны храм оказался вновь открыт — в городе стояли части итальянского оккупационного корпуса.
Сразу после войны судьба церкви и общины казалась как бы предрешенной — в католическом храме разместилась детская спортивная школа, снесены башни, к входу пристроена колоннада в стиле «сталинского псевдоклассицизма». Позднее сюда въехало Зональное управление спортивных лотерей, которое занимает часть здания до сих пор, а недавно даже открыло здесь салон игровых автоматов. На правах субаренды здесь постепенно появилось большое количество офисов различных фирм, которые занимаются внутренними перестройками, даже не согласовывая их с архитектурным надзором. Началась чехарда с переподчинением здания: из собственности города его вывели в собственность области, затем вообще передали Министерству по делам молодежи и спорта, о чем облгосадминистрация даже не удосуживалась поставить нас в известность. Мы с настоятелем о. Мартином Янкевичем встречались в Киеве с заместителем министра этого ведомства. Из его уст прозвучало: «Я не понимаю, какие у вас к нам претензии. Мы вложили большие средства в реставрацию здания, у меня есть документ НКВД СССР, в котором говорится, что община после войны сама отказалась от храма» (!?). Господин Пустовойтов пообещал, однако, разобраться и попытаться найти компромисс. Это одно из многочисленных обещаний, данных нам властями, которые не были выполнены. Нам отказали также в просьбе хотя бы раз в месяц проводить в здании богослужение, сославшись на то, что якобы в здании хранятся значительные материальные ценности. И зимой, и летом мы собирались прямо на проспекте перед костелом, где священник служил мессу. А на все наши обращения к облгосадминистрации мы получали регулярные, написанные как под копирку, ответы: «Ждите, вопрос решается».
В 1996 году в Днепропетровске был с официальным визитом Чрезвычайный и Полномочный Посол Польской Республики г-н Ежи Бар. Среди членов общины имеется значительное число этнических поляков, и г-н Посол на встрече с властями задал вопрос о возвращении храма католикам. Городская газета «Днепр вечерний» сообщила, что в областной администрации г-на Ежи Бара заверили в том, что «вопрос практически решен, и римско- католический храм по адресу просп. Маркса, 91 в ближайшее время будет возвращен верующим». Однако и это была только очередная ложь. А практически дошло до того, что во время пастырского визита в Днепропетровск нашего правящего епископа Станислава Падевского выгнали из здания охранники одной из частных фирм, разместившихся в храме.
Потом — как гром с ясного неба: мы узнаем из газет, что здание храма продано облсоветом панамской компании «Wilnorth». Областная прокуратура, куда мы обращались трижды, просто отмахнулась от проблемы. Госкомитет по делам религий в письме за подписью председателя комитета г-на Бондаренко ответил нам, что вопрос находится вне их компетенции.
В конце марта нынешнего года мы написали письмо Президенту Украины г-ну Кучме. Ответа вообще не получили. На нашу повторную телеграмму в его адрес пришла известная отписка: наша телеграмма направлена в отдел по делам религий облгосадминистрации, с которой мы имеем переписку на эту тему на протяжении семи лет. Еще один круг замкнулся.
А тем временем потихоньку уходят из жизни старики, которые еще помнят этот прекрасный, небольшой, но очень уютный храм в центре Екатеринослава-Днепропетровска. Там они крестились, венчались, туда несли свои радости, горести и заботы. Оттуда провожали в последний путь своих родителей. Они все помнят. А благодаря им, сохранившим веру даже в годы гонений на Церковь, будут помнить и поколения католиков, приходящие им на смену. Помнить не из злопамятности, ибо это — грех. А для того, чтобы не забыть всех тех, кто отдал свои жизни за право открыто исповедовать Христа. Помнить и задумываться над сущностью той власти, которая находится сегодня у руля, над «чистосердечными» заявлениями руководителя нашего государства, «гаранта Конституции» о том, что государство заинтересовано в сотрудничестве и диалоге с традиционными религиозными организациями. И вообще об элементарном уважении к своим гражданам со стороны чиновников всех уровней.
С уважением и надеждой староста Днепропетровского католического Римско-католического прихода Св. Иосифа В.СОКОЛОВ, Днепропетровск