Но пока акцизы не введены, в Украине жара, и достаточно зайти в любой магазин, чтобы убедиться: лозунг «Покупаем украинское» имеет под собой реальное содержание, хотя развитие отрасли зачастую происходит, как говорится, не благодаря, а вопреки. Государство, всячески декларирующее любовь к собственному производителю, душит его своими объятиями.
И все же он жив и даже имеет довольно амбициозные планы на будущее. Это подтвердила и наша беседа с председателем правления ЗАО «Черниговский пивзавод «Десна» Валентином МЕЛЬНИЧУКОМ.
— Что такое сегодня торговля пивом в Украине?
— Для полного ответа на этот вопрос не хватило бы и всего объема газеты. Это — целая наука, а также основывающаяся на ней и на опыте передовых стран мира практика. Давно миновали времена, когда нам спускали разнарядку — куда, кому и сколько отпускать продукции. Сегодня все это мы определяем сами и, естественно, несем ответственность за просчеты. Поэтому маркетинг, реклама, сервис стали неотъемлемыми слагаемыми производственного процесса. Больше того, мы и сами продаем свою продукцию, что позволяет приблизиться к покупателю, лучше реагировать на изменения спроса. К примеру, в Чернигове открыли пивной ресторан «Брюссель», где мы проводим обучение сотрудников современному сервису продажи пива, поскольку намерены открыть подобные рестораны во многих городах страны.
— Что нужно сделать, чтобы пиво покупалось?
— Если пиво недостаточно высокого качества и не стабильно, то любой маркетинг не даст результатов. Сервис мы также понимаем как высокое качество обслуживания заказчиков. Для нашего предприятия — это важный аспект, поскольку оно находится на самом севере страны и несет довольно высокие затраты на доставку продукции. Мы ставим задачу оптимизировать эти затраты, чтобы потребитель не платил лишние деньги и, естественно, чтобы наша продукция была конкурентоспособной.
— Как способствует выполнению этой задачи государство?
— Нередко, как говорится, с точностью до наоборот. Например, увеличение ставок акцизного сбора в 1998 г. сыграло злую шутку и с пивоварами, и с бюджетом Украины. Фактически недополучено сотни миллионов гривен только из-за того, что подняли акцизные сборы. Через 4 месяца это решение отменили, и опять начался всплеск роста продукции. И, не дай Бог, опять увеличат акцизный сбор, о чем сейчас идут разговоры в Кабмине...
Наше налоговое законодательство подталкивает нас к повышению цен. По уровню качества мы спокойно конкурируем с импортной продукцией, качество у нас европейское, но ценовой фактор, обусловленный налоговой политикой государства, выбивает нас из нормального соперничества. Кому это выгодно? Может быть, Верховной Раде и Кабинету Министров? Но, во всяком случае, не народу Украины.
— А сами вы поддерживаете отечественного товаропроизводителя?
— Хотелось бы, но при нашей системе из этого ничего не получается. К примеру, мы отчисляем деньги на развитие хмелеводства. Куда они идут и как используются на самом деле — неизвестно. Факт тот, что хмель мы, вопреки всем своим патриотическим намерениям, вынуждены покупать за рубежом, так как тот, что производится у нас, не соответствует элементарным требованиям. Я же не буду рассказывать покупателям, что мне дают плохой хмель. Мы сейчас, к примеру, привлекаем в качестве инвестора голландскую фирму, чтобы наладить у нас производство (выращивание) пивного ячменя, но они спрашивают: а вы уверены, что наши деньги пойдут именно на ячмень? И никто не может дать в этом плане гарантии. Так же и с нашими деньгами: мы отчислили 2 процента на хмелеводство — Минфин их получил, Минэкономики — распределило. А куда они реально пошли — никто не знает.
— Удается ли вам прорываться на рынки дальнего и ближнего зарубежья?
— Одно время мы вели экспансию на рынке России. Оборот был $350— 400 тыс. в месяц. А потом были решения нашего правительства, в ответ — российского, потом опять украинского. В результате наше пиво там уже не конкурирует даже с продукцией далекого зарубежья. В прошлом году наш оборот составил аж $2000.
Что касается далекого зарубежья, то туда мы стремимся, но вначале хотим добиться высокого и стабильного качества. Сейчас эта задача выполнена. Наше пиво имеет в три раза больше прогнозируемых и контролируемых параметров, чем предусмотрено стандартами Украины. Европейские эксперты выставили нам за качество шестерку (шесть баллов) — наше пиво считается лидером в Центральной Европе. Но работать себе в ущерб мы не можем. Такие условия создало нам правительство. Нас выталкивают с отечественного рынка и не дают выйти на внешний.
— Как можно защитить отечественного производителя?
— В цивилизованных странах имеется единый налог на производство. В частности, налог на пиво зависит от количества выпускаемой продукции. Он решает все проблемы во взаимоотношениях предприятия и государства. К примеру, выпускаешь пива на $7 млн. и сразу же платишь с этой суммы один единственный налог.
— Вот вы говорите о неумной государственной политике, удушающей производителей, и все же ваше предприятие далеко от банкротства...
— Мы сделали ставку на качество продукции и нормальные цены с точки зрения рентабельности производства. Мы считаем, что за качество нужно платить. Одновременно мы добиваемся присутствия на каждом из территориальных секторов рынка Украины: в Центре, на Востоке и Западе, на Юге, проводя при этом стабильную коммерческую политику. Мы не выпускаем и не выбрасываем на рынок заведомо нерентабельное пиво, стоящее ниже точки окупаемости.
Кроме того, производители пива создали свою ассоциацию, куда входят, кроме нас, еще и предприятия Николаева, Запорожья, Донецка, Харькова, киевская «Оболонь». Ее задача — лоббировать наши интересы, разъяснять правительству, Минэкономики, Минфину возможные последствия их действий.
В своей внутренней политике мы делаем ставку на реструктуризацию производства. Я думаю, интересна и наша командная система принятия стратегических решений. Мы отправили группу молодых людей на учебу в Академию международного бизнеса, а когда они вернулись на предприятие, то составляли уже крепкую команду. Именно они разработали стратегическую программу развития комбината до 2005 года.
— Какой практический результат этих новаций?
— Сегодня мы видим себя в шестерке лидеров пивной промышленности, больше того, в первой половине этой группы. Наряду с заботой о качестве добиваемся роста производства и, естественно, реализации пива. В этом году хотим перепрыгнуть 7 млн. декалитров, а в 2000 году — за 10 млн. декалитров.
Пока мы третьи на рынке. Но какой солдат не хочет быть генералом, хотя опережать соперников нам нелегко. Ведь мы гораздо ближе к рынку Беларуси и России, чем к украинскому. Это влияет на транспортные расходы. И единственное, на чем мы можем выиграть — это качество. Я думаю, что в ближайшие 10 лет мы будем находиться в первой тройке пивных лидеров. Но прицел у нас на то, чтобы быть первыми. И надеемся достичь этого в 2005 году. Сегодня мы до этого еще не дотягиваем, но после 2000 года, когда будем иметь 15% рынка — можем претендовать. К 2005 году планируем иметь 20% рынка. Но не это главное. Нам очень не хотелось бы быть по объему первыми, а по качеству — последними.
— Не секрет, что успехи и планы на будущее ЗАО «Черниговский пивзавод «Десна» связаны с вашими инвесторами и партнерами из фирмы Interbrew. Но не стремятся ли бельгийцы к монополизму на украинском рынке?
— У монополизма есть один негатив, который не позволяет нашим партнерам на него ориентироваться: в этом случае не остается достойных конкурентов и пропадают стимулы работать лучше. И в Interbrew это хорошо знают. Когда есть здоровая конкуренция, то все в выигрыше, потому что совершенствуется качество продукции, растут прибыли и остаются стабильными цены. А без конкуренции нет движения, нет роста. Поэтому привлечение инвесторов в экономику Украины является положительным фактором. Они несут нам не только деньги, технологии, оборудование, которые при любых обстоятельствах останутся в Украине, но и дух здоровой конкуренции.