Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И Арт-Фест плывет...

В Киеве завершился IV Международный арт-фестиваль
15 июня, 1999 - 00:00

Но нет. Арт-Фест непотопляем: врагу не сдается наш гордый Ковчег — нирвана неизбежна. Украина ждет от Арт-Феста подвига, хотя снасти его изрядно потрепаны (вариант популярной поговорки: «каждый народ имеет такой арт-фест, который заслуживает»). Несомненно, нынешний Арт-Фест отказался от прежнего блеска (его адепты могут сказать — «от мишуры»): галерей мало, художников и того меньше (друг друга скушали, что ли?!), но тем отчетливее в нем обнажилась структура тотальной растерянности конца ХХ века — многопалубный корабль (в нашем варианте не «Титаник», а «Ковчег»).

Нижняя палуба (первый этаж Украинского дома) по центру — костистый рыбий остов, обглоданная грядка водоплавающего чуда-юда... Или скелет затопленного галеона. Сам создатель (Петро Бевза) назвал его производным от своей же работы «Лодка» — своеобразным сплавом лодки, крыла, моста (все — темы его картин). А потом и проговорился: «Да это остатки Ноева ковчега... после потопа!»

Вторая палуба: игрушечный бумажный кораблик размером с хорошую моторку, словно огромный пельмень, тщательно слепленный командой художников с Большой Житомирской. Спуск на воду кораблика ожидался под занавес Арт-Феста. Об этом — после.

Вновь опускаясь на нижнюю палубу, то бишь на первый этаж, замечаешь «Клуб знаменитых капитанов», сиречь — Национальный арт-рейтинг. Он более странен, нежели проводимый в прежние годы конкурс «Золотое сечение», хотя и строился на основе анкетирования ведущих художников и арт-критиков.

Постмодернисты скопом переплыли в обширный кубрик соловьевской «Пинакотеки» (снова подъем на вторую палубу), где нет Савадова, но есть Клименко. Нет Цаголова, а вдоволь Влады Ралко. И вместо Тистола — его первейший соратник Реунов. Голосий представлен опосредованно — в видеоверсии фильма братьев Алейниковых (хотя как минимум два украинских музея и одна галерея бережно хранят его полотна). Соловьев не скрывает своей усталости: не хватило средств, чтобы доставить лучшие полотна из Одессы и Москвы, выставлены многие случайные вещи, а результат закономерен — многие вещи расковыривают в душе полузабытое и пошлое подозрение: а умеют ли «они» вообще писать? А может ли это кого- то шокировать? И «случайность» превращается чуть ли не в спасительную «отмазку».

В «трюме» — «колониальный товар» (если в качестве такового трактовать ювелирные «камушки» седовласого игреца, рекламу балета в АНIОНе или цветные фото дальних стран группы Fotozow: очень милые снимки пяти наших ребят, проживающих в Шри- Ланке, Пакистане, Индии и т. д.; а на обратной стороне бокса — красивое семиметровое орнаментальное панно Оксаны Кирпенко)...

В кают-компании — «веселые ребята»: серия автопортретов в галерее «Ирэна» — спасительный и оригинальный гамбит, страхующий от шпалерной монотонности. Самый прикольный — selfportrait Александра Михайлицкого — недоуменный лик автора меж завитков чернокожей коринфской капители. И все-таки наиболее своеобразный художник — даун Борис Довгаль, выставленный Дырдовским в отгороженном черной портьерой от профанного мейнстрима арт-фестивальной суеты отсеке. Ни одна из работ этого автора, рисующего с 7 лет и создавшего около 7 тысяч произведений, не продается. Коммерция не пройдет.

Чтобы выжить, Арт-Фест должен немножечко отойти от устоявшейся роли, перестать быть Арт-Фестом par exellence. «Варяг» становится прогулочным пароходиком. «Титаник» готов тонуть на заказ, весело и ежедневно.

На сей раз флагман Арт-Феста окружен флотилией из барок, байдарок, шлюпок, канонерок и вельботов. Лицо его они вроде и не определяют, зато их пестрые штандарты драпируют его увядающие прелести. В последний день Арт-Феста состоялась примечательная акция в ЦПКиО возле сооружения, напоминающего донжон (на самом деле, это, конечно, водонапорная башня). Трое очень известных, колоритных авторов — Александра Прахова, Андрей Блудов и Мао Мао вывесили четыре полотнища, украшенные декоративными пятнами и иероглифами, цитатами из Лао Цзи и Конфуция, назвав свое детище «Письмо в небо». Опыт «земляного искусства» — лэнд-арта в Киеве, несмотря на соблазнительную доступность, в таком объеме, кажется, еще никто не представлял. Обычно с лона природы в галерею переносились «песчаные каллиграфии», а не наоборот (последний раз — А. Валиевым в «Совиарте»).

Тяжелая подводная лодка «Совиарта», патрулируя Арт- Фест, освятилась загадочным «лабиринтом», который-построили-немцы (и Виктория Дембновецкая): зритель, как рыбка в аквариуме, бродил по утлым переходам межу прозрачной сетью, под сенью которой тикало несколько выстроенных в ряд циферблатов, отсчитывая...

...Finis! Бумажный корабль, как мы вам и обещали, очень красиво уплыл и скрылся за горизонтом... Все думали, что он утонет, а он уплыл...

Олег СИДОР-ГИБЕЛИНДА, «Art-Line», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ