Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ЧЕРВОНА РУТА»: стратегия идеалистов

21 мая, 1999 - 00:00

С 10 по 15 мая в Днепропетровске прошел юбилейный Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки «Червона рута-99».

Цивилизованный шоу-бизнес — это тонкая стратегия и длительное вложение крупных средств. Украинский шоу-бизнес — это рыбная ловля с динамитом. Конечно, и у нас есть тонкие стратеги, но им почти никогда не доверяли крупных средств. Потому что хозяева последних привыкли инвестировать их в динамит.

Иначе бы те, кто организовал в сентябре 1989 года фестиваль «Червона рута» в Черновцах, давно бы были миллионерами. Ибо за 10 лет существования фестиваля на его сцене начинало свою карьеру подавляющее большинство нынешних исполнителей современной украинской эстрады всех жанров — Мария Бурмака, ВВ, Ирина Билык, «Кому вниз», «Плач Еремии», Руслана, Виктор Павлик, «Скрябин», «Табула Раса», ЕL Кравчук, Ани Лорак, Наталья Могилевская и даже такие интеллектуальные коллективы, как «Всяк випадок», «Пиккардійська терція», «Брати Блюз», сестры Тельнюк. А организаторы «Червоной руты», как и 10 лет назад, продолжают за мизерные средства искать юных и талантливых, чтобы превратить их в звезд. «Червона рута» — практически единственный в Украине профессиональный конкурс для начинающих в молодежной музыке. Длится он два года: в первый год проходят отборочные туры во всех регионах, на следующий год — многомесячная школа, где работают профессиональные хореографы, вокалисты, композиторы, стилисты и учат молодых соискателей сценической науке. И потом они соревнуются в финале фестиваля, который каждый раз проходит в разных городах. На этот раз это был Днепропетровск. Сюда приехало около сотни никому не известных молодых певцов и музыкантов, которые работают в жанрах поп-, рок-, танцевальной и акустической музыки. Для тех, кто не вписался ни в одно из этих направлений, в этом году дирекция фестиваля учредила новую номинацию — иная музыка, которая и стала чуть ли не самой интересной на всем фестивале. Определял победителей Судейский совет во главе с известным скрипачом и музыкальным обозревателем, заслуженным артистом Украины Кириллом Стеценко, который в 89-м году был среди учредителей фестиваля. «Червона рута» отличается и наличием четкой творческой концепции, в основе которой три критерия — творчество претендентов на награду должно отвечать требованиям наиболее современных музыкальных тенденций, вместе с тем учитывать украинские национальные музыкальные традиции и быть выразительно оригинальным.

В отличие от «Червоной руты-97» в Харькове фестиваль этого года не обнаружил слишком много ярких индивидуальностей, но выделялся общим высоким профессиональным уровнем молодых исполнителей. Перечислять имена не имеет смысла — их никто не знает. Но два года назад именно таким неизвестным был лауреат первой премии в танцевальной музыке харьковский «Танок на майдані Конго». Нынче только ребята появились в фестивальном зале — их плотно окружили местные тинэйджеры с просьбой дать автограф. Возможно, автограф через два года будут просить у днепропетровской группы «ДНД», совсем юных, но уже «Потужних дівчат» из Киева или у Лизы-Елены из Донецка. Открывает «Рута» таланты не только в подростковой, но и в некоммерческой музыке: это «9-й снайпер» (Киев) — мастерский эксперимент в современной клубной культуре, одесситка Ольга Ора — магический вокальный театр на основе староукраинских певческих традиций, винницкий «Очеретяний кіт» — открыватели шаманизма украинской инструментальной акустики. Но раскрутиться таким музыкантам светит разве что за границей. Собственно и вся «Рута» с патриотизмом и идеализмом ее руководителей — директора Тараса Мельника и художественного руководителя Анатолия Калениченко — не нужна никому. Ни бизнесменам, которые делают деньги на готовых «звездах», ни государству, которое от этих музыкальных донкихотов не имеет никакой выгоды. Только молодежь из года в год едет на фестиваль, чтобы быть услышанной и услышать своих ровесников. Но, собственно, и не должны быть преподаватели Национальной музыкальной академии мастерскими шоу-коммерсантами. Это за их спиной должны стоять продюсеры, выхватывать со сцены новоиспеченные таланты и финансово поддерживать фестиваль. А пока что настоящим символом «Руты» этого года должно стать знамя, которое принесли в зал фаны одной из групп — на сине-желтом полотнище было название любимцев — «Грошей нема».

На самом деле деньги есть. Были они и в Днепропетровске. Всего в 500 метрах от концертной площадки «Руты», в парке им. Шевченко — высококачественная сцена, звук, свет, лучшее киевское телевидение. Все намного выше уровня «Руты». В ночь с 13 на 14 мая здесь прошла акция «Выдвигай нашего», под прикрытием концерта для студентов провели собрание и выдвинули Леонида Кучму претендентом на президентскую должность. Организаторы — виртуозы избирательных технологий из Москвы — ловили студентов на качественную наживку: певца Александра Пономарева и местных звезд — группу «Шао-Бао». Тоже лауреатов фестиваля «Червона Рута».

Дмитрий ИВАНОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ