НА ПУТИ ДУЭЛЬНОЙ ПУЛИ
Принято считать, что суда, как люди, — рождаются и умирают. И умирают по-разному. Очень будет жаль, если «Товарищ» погибнет от дуэльной пули. Из-за женщины по имени верфь.
Оснований для проведения ремонтных работ за пределами Украины было более чем достаточно. Во-первых, отсутствие украинских денег. Во-вторых, договора об использовании парусника, агентировании его, подписанные 21 марта 1995 года с немецким обществом «Tall-ship Friends», письмо его президента Вульфа Маркворда о готовности ньюкаслской организации «Coalition Against Crime» взять на себя издержки по ремонту в сумме 0,5 млн. фунтов-стерлингов. В-третьих, приглашение исполнительного директора «Coalition Against Crime» Николи Харвей прибыть в Англию, и тот факт, что 19 мая 1995 года истекает срок действия судовых документов.
Уже после прибытия «Товарища» в Ньюкасл, спонсорская организация «Coalition Against Crime», по договоренности с судоремонтной верфью «Appledore», подтвердила, что имеет возможности для осуществления ремонта. Парусник вошел в сухой док. Но 30 июня заводской ремонт неожиданно для украинской стороны остановлен. Док был покинут...
Выяснилось, что спонсорская организация оказалась неплатежеспособной. В письме же, направленном в Посольство Украины в Лондоне, ее представители сообщили, что отказ «спровоцирован» выявленным объемом дополнительных работ, не предусмотренных в договоре. После отказа от обязательств по оплате ремонта было остановлено и деловое сотрудничество с «Товарищем». Бедолагу «старичка» пришлось перевести к причалу закрытого бассейна «Albert Еdward Dock».
Экспертная группа оценила техсостояние барка. Были проведены переговоры с руководством «Tees Side Development Corporation» о возможном ремонте в Национальном центре парусных судов. Технические и технологические условия центра позволяют ремонтировать и восстанавливать суда типа «Товарищ». Заинтересованность же западных партнеров обусловлена была возможностью рекламно-коммерческого использования «пациента». Но лед не тронулся, были окончательно заморожены всевозможные намерения...
34 МЕСЯЦА СПУСТЯ
В марте нынешнего года в Херсон возвратилась часть сменного экипажа «Товарища». По предварительным данным, в страну Туманного Альбиона в дальнейшем моряков командировать не будут. Наверное, потому что все эти годы «морские волки» сидели на голодном пайке, а сжалившиеся альбионцы приносили им хоть что-нибудь поесть. Да, это было. Страна, забыв о своих сыновьях, лишила их не только зарплаты.
Чтобы хоть как-то помочь землякам, херсонцы, взяв пример с англичан, создали два года тому назад свой фонд спасения «Товарища», но за все это время в него «накапало» аж... 300 грн.
Судьба забытого богом и людьми «Товарища» скоро проделает отнюдь не виртуальное, а очень крутое пике. Дело в том, что помощь паруснику, сродни которому в мире есть еще только один — португальский «Сагреш», осталась на уровне намерений. Барк продолжает страдать своими болезнями, а после 1 мая вынужден будет платить за занимаемое английское «койко-место». Новая «больница» найдена. Как сообщил директор Херсонского морского колледжа Владимир Ходаковский, парусник примет на бесплатный отстой один из портов Германии.
Как хочется, чтобы 1 мая не стало днем отсчета, приближающего вынесение «смертного приговора» «Товарищу».