Т рудно не согласиться с мнениями ветеранов труда, высказавших в публикации «Как подготовиться к старости» («День» за 20 февраля) серьезные претензии к нынешнему руководству Украины за холодное безразличие к страданиям миллионов нищенствующих граждан преклонного возраста. Мы, группа пилотов-пенсионеров аэропорта «Одесса», считаем, что нынешняя государственная политика по отношению к людям летной профессии может вообще привести к исчезновению квалифицированных кадров летчиков, штурманов и бортинженеров. С одной стороны, абсолютное большинство молодых специалистов осталось без работы (если освобождается рабочее место, конкурс претендентов доходит до ста человек). А с другой — пенсионное обеспечение, скажем, того же летчика нельзя назвать иначе, как издевательством над здравым смыслом. Вот и увеличивается из года в год количество авиакатастроф в Украине — действующие пилоты, видя нищенское положение ушедших на отдых ветеранов, нарушают летные инструкции и правила, рассчитывая хотя бы таким небезопасным образом обеспечить свою старость. Об этом, кстати, следовало бы помнить и заказчикам чартерных рейсов — внезапно разбогатевшим госчиновникам, депутатам и новоявленным бизнесменам. Впрочем, что укорять командиров воздушных судов, если их труд, преисполненный множества физиопсихологических перегрузок, оценивается намного ниже, чем, к примеру, труд диспетчеров. Причем, что особенно поражает иностранных коллег, — причина парадокса кроется в нежелании властей сертифицировать рабочие места летных экипажей. Рабочие места авиадиспетчеров, обеспечивающих безопасность полетов наших и иностранных самолетов, давно сертифицированы, а летный состав все никак этого не дождется. В итоге — пенсия, к примеру, недавнего командира экипажа «ТУ-154» (в этой должности работал я) составляет около 60 гривен в месяц.
Хочется спросить через газету Президента, народных депутатов Украины: можно ли назвать пенсией сумму, в полтора раза ниже официально признанного уровня прожиточного минимума? Не является ли данный факт нарушением основного права человека — права на жизнь? Ведь пенсионерам летно-подъемного состава, в большинстве своем страдающим вследствие шума двигателей и жесткого радиационного излучения инсультами, инфарктами, пониженным уровнем слуха и зрения, практически невозможно найти подработку к пенсии, чтобы выжить и приобрести лекарства. О том, каким абсурдом являются нынешние нормы пенсионного обеспечения, свидетельствует хотя бы тот факт, что пенсия бортпроводницы на четверть превышает пенсию командира корабля, который нес всю ответственность за воздушное судно и жизни находящихся на его борту пятидесяти-ста пассажиров. Но ведь если руководствоваться Конституцией Украины, оплата должна осуществляться по труду. А получается с точностью до наоборот, причем если в большинстве стран мира пенсии пилотов составляют 85—90 процентов от среднего заработка, то у украинских летчиков их уровень в несколько раз ниже, чем даже в соседних России или Беларуси.
Этим письмом хочется обратить внимание наших власть имущих, в том числе законодателей, к проблеме выживания двух тысяч летчиков- пенсионеров Украины. Ибо видя наше плачевное положение, молодежь не пойдет в летные училища. Этим самым будет погублена как отечественная авиация, так и вообще подорвана воздушная мощь государства. Неужели в Украине это уже никого не интересует?
Валерий ПЫЛЕВ, бывший командир экипажа «ТУ-154», инвалид I группы по зрению (по поручению совета ветеранов аэропорта), Одесса