Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опыт первой встречи с Западной Украиной

23 апреля, 1999 - 00:00

Но еще в школе до меня доходили слухи о некоей стране «Западенщине», где все не так, как у меня в Черкассах или даже Киеве. Мои представления о крае были смесью штампов и предрассудков, весьма популярных у большей части «незападников»: анекдотичные «вуйки», для которых — хоть негр, лишь бы не москаль, безупречная («Такая красивая!» — восхищенно округляли глаза рассказчики) украинская речь, некая «европейскость», признаваемая всеми, — вот, пожалуй, и все. Поездка в Прикарпатье стала для меня открытием, даже откровением.

Ивано-Франковск покорил меня с первого взгляда, живо напомнив впечатления от моей первой встречи с Польшей: вроде бы «тот же лес, тот же воздух и та же вода», но — Украина. Тихий, зеленый, очень уютный город, в котором хотелось бы пожить, несмотря на то, что Прикарпатье, как и вся Западная Украина, относится к самому депрессивному району страны: огромная, до 70— 80% безработица, безнадежно пустые местные бюджеты, серьЮзные проблемы с экологией. Могу себе представить, чего стоит местным властям и горожанам поддерживать порядок в своем городе. Но им это удается! Тщательно выметенные улицы, аккуратно выкрашенные дома, тенистые скверы создают атмосферу не просто чистоты, но опрятности и ухоженности, которые очень резко, вы уж извините, контрастируют с городами Центральной и Восточной Украины. Разруха, она действительно гнездится в головах, а на улицах лишь зримо проявляется. Опрятность — это вопрос внутренней культуры, а не денег, которых вечно не хватает. Пример тому — столица «европейского типа», в которой все газоны, детские площадки и пляжи усеяны собачьими «подарками», скверы и парки часто напоминают свалки, а газоны вытоптаны стадами обывателей. А денег у столичной мэрии намного больше, иногда даже создается впечатление, что она не знает, куда их девать. Да и то сказать, пенсии выплачиваются вовремя, зарплаты тоже, почему бы не построить собор-другой?

Под стать Ивано-Франковску оказались и его жители, которые воскресным утром заполнили уютный, с большим вкусом украшенный в местном стиле Дворец культуры. Степенная, несуетная манера держаться, чистая и мелодичная украинская речь создали настроение доверительной встречи добрых знакомых. Еще до начала собрания мое внимание привлекла кряжистая фигура пожилого человека в видавшем виды кителе и фуражке солдата Украинской повстанческой армии. Дмитро Верхуляк оказался одним из ветеранов освободительного движения, борьба которого закончилась только в 1955 году, после предательства одного из товарищей, попавшего в руки органов. Врач по профессии, он лечил и своих товарищей по борьбе, и местных жителей. Его начали искать после того, как были схвачены его пациенты. Был освобожден в 80-м году, до сих пор не реабилитирован. По его словам, пришел на встречу, чтобы посмотреть на человека, о котором много слышал. «Мы желаем видеть счастливым народ Украины, но, к сожалению, нет лидеров, которые имели бы волю, поэтому видим лишь немного того, за что воевали, далеко не все». На вопрос о том, не смущает ли его чекистское прошлое Марчука, только махнул рукой: «Когда это уже было... Марчук, я знаю, с нами лично не воевал. Каждый человек может покаяться перед Богом и собой, если совершил зло. Каждый может, да не все делают».

На собрание областного общественного объединения «В XXI век — с Евгением Марчуком!» пришло 1070 человек, из них 670 — участники объединения. После бесед как с симпатиками Евгения Кирилловича, так и с теми, кто пока только присматривается к этому политику, могу констатировать: вне зависимости от возраста, пола и политических убеждений в голове у среднего западенца все аккуратно разложено по полочкам. Бог и Украина (как вариант, нация, Родина, государство) — это святое. А раз святое, люди вполне осознанно готовы пожертвовать ради них если не жизнью, то уж какими-то материальными благами наверняка. А из готовности принести жертву ради своих принципов проистекает и Честь, вполне конкретное понятие для тех, с кем я разговаривал. Западная Украина очень внимательно присматривается к Евгению Марчуку. Несомненно, Рух был, есть и будет для нее самой авторитетной организацией. О покойном лидере Руха и расколе внутри организации все без исключения говорили с болью, все надеются на примирение Но проблема руководства нелевыми силами, очевидно, так просто не решится. Отсюда и повышенное внимание к личности Евгения Марчука.

Требовательные к себе, западенцы требовательны и к тем, кто претендует на их симпатии. На собрании разговор вертелся вокруг двух главных тем: как Украине подняться с колен, на которые ее поставила сначала имперская политика а затем некомпетентность бывших «номенклатурных товарищей», и кто сможет возглавить стремление общества к достойной жизни в сильном самостоятельном государстве. Привлекли внимание яркие, энергичные выступления незаурядных ораторов: члена президиума УСДП, депутата облсовета Алексея Коваля и заместителя председателя Союза офицеров Украины, полковника запаса Вячеслава Белоуса. Ядром обоих выступлений стала проблема земли. Обладая огромными и разнообразными природными ресурсами, Украина может и должна жить намного лучше. Эффективное использование этих ресурсов, и самого главного из них — земли, требует энергичных, неотложных мер. Еще в 1990 году УСДП выдвинула требование о передаче земли в частную собственность. Известный политик, генерал армии Евгений Марчук, по их мнению, представляет собой именно того патриотически настроенного профессионала, идеи которого могут дать Украине шанс на лучшую жизнь.

Вопросы, которые задавали Евгению Кирилловичу, были сосредоточены вокруг нескольких тем, наиболее важных для собравшихся. На вопрос о признании ОУН- УПА ответ был таким: «Необходимо признать, что ОУН-УПА это воюющая сторона. Это акт справедливости, это все равно будет сделано. Меня часто спрашивают: «Зачем ты говоришь эти вещи, даже если веришь в них? Ведь большинство населения на Востоке Украины относится к ОУН с предубеждением». А я всякий раз спрашиваю сидящих в зале: «Есть здесь кто-нибудь, кто не приемлет независимости Украины, кто считает себя убежденным врагом украинского государства?» Молчат. Значит, нет. Но если присутствующие признали это год, пять, восемь лет назад, то почему нужно отказывать тем, кто боролся, рискуя жизнью, за свободу страны пятьдесят, шестьдесят лет назад?» На вопрос о том, можно ли считать СБУ, созданное на базе союзного Комитета, органом, готовым защищать интересы Украины, Евгений Кириллович объяснил, что во время формирования СБУ весь личный состав прошел жесткие процедуры отбора и проверок на предмет лояльности к украинскому государству и профессиональную безупречность. Порядка тысячи офицеров не прошли через это сито. Более того, в результате естественной смены кадров сегодня около 80% личного состава СБУ это те, кто пришел уже после ее создания. После встречи я снова подошел к пану Верхоляку. Заметно волнуясь, седовласый ветеран УПА сказал: «Простите, мне сейчас тяжело говорить. Если бы все так думали, как генерал Марчук, то, наверное, был бы порядок в государстве».

Я ловлю себя на мысли, что многое из увиденного в Прикарпатье, а именно: чистая, живая украинская речь, радостное «Христос воскрес!» на фасадах домов, при встречах знакомых, старенький католический священник, которого привела и бережно усадила в третьем ряду стайка молоденьких монахинь, серьЮзные, торжественные лица во время исполнения гимна, наконец, сакраментальное «Слава Украине!», которым заканчивалось каждое выступление и которое неизменно срывало аплодисменты — всЮ это было бы невероятно, смотрелось бы как невыносимая безвкусица, ужасная фальшь даже в Киеве, не говоря уже о Восточной Украине. Но не здесь. На этой встрече я впервые увидел людей, и не десяток — другой, а полторы тысячи, заведомо разных людей, с разными взглядами, для которых все это было совершенно естественно, само собой разумеющимся. Я потратил несколько часов, пытаясь понять, что же отличает этих людей от поклонников «вечно живого» учения, которые с хмурыми, насупленными лицами, сжатыми губами выходят на демонстрации, сжимая в руках красные стяги и иконы своих усатых, бородатых вождей. Пожалуй, ответ заключается в достоинстве и внутренней силе прикарпатцев. В поведении и «красных», и многих других постоянно присутствует элемент вызова, фрондерства: вот, мол, какие мы будем назло всем! А западенцы никому ничего и не думают доказывать. Они не выпендриваются, а живут, говорят и делают так, как велят их идеалы, их вера. К тому же, и это не менее важно, западенцы не ограничиваются митингами. Правильность своих взглядов они отстаивают и своими делами — чистотой своих улиц, аккуратными нарядными церквями, построенными за свой счет, наконец, своим приветливым, доброжелательным отношением и к близким, и к незнакомым. Сторонники товарищей Симоненко и Витренко могут до хрипоты доказывать свое превосходство над «бандеровцами», но достаточно после Ивано-Франковска съездить в условно «красно-розовые» регионы, и возникает вопрос: если вы такие умные, то почему так грязно, некрасиво живете?

Встречи в Ивано-Франковске и Калуше заставили еще раз задуматься об одной из самых болезненных, давних проблем Украины — умело раздуваемой неприязни, даже враждебном отношении между Востоком и Западом, тех, кто испытывает ностальгию по временам «великого и могучего», и тех, для кого бывший Союз и нынешняя Россия хуже чумы. Нужно признать: самое искреннее возмущение людей, почитающих бойцов УПА как героев, борцов за свободу Родины, является зеркальным отражением зачастую просто неприятия жителями Востока «бандеровцев», «руховцев» и прочей «националистической нечисти», которая, кстати, подавляющему большинству из них зла не причинила. Увы, но это тупик. Мы не можем себе позволить «развод» и размен общей квартиры под названием Украина. Поэтому никуда не деться от задачи, которую поставил перед собой и своими симпатиками Е. Марчук: объединить расколотое на враждующие лагеря общество, выработать платформу, приемлемую для всех жителей Украины. Идея сильного, эффективного государства, способного обеспечить достойные условия жизни общества, похоже, и является такой объединяющей платформой. Наличие фигуры, потенциально способной решить эту задачу, не может не радовать. Первые подвижки уже есть. За время своих недавних поездок по Востоку страны Евгений Марчук, по его словам, встретил понимание необходимости примирения. Хотя наш «красненький» парламент так и не смог принять решение о признании права на пенсию ветеранов освободительной борьбы на Западе Украины.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ