Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Весенние сны о войне

17 апреля, 1999 - 00:00

Знакомый актер рассказал на днях, как страшно сниматься в батальных сценах. Хотя, казалось бы, все — понарошку, участников — от силы полсотни, патроны — холостые. Петарды, дымовые шашки — не более. Да и действие происходит в гражданскую, то есть без малейшего намека на современные средства ведения войны.

И все равно — жуть. Невыносимо лежать за бруствером, когда из него с мясом вырывает выстрелами щепы. Невыносимо делать первый шаг в облако дыма и огня; а потом уже несешься что есть сил и начинаешь кричать «Ура!!!» — от отчаянья и страха, от того, что просто-напросто «рвет крышу»...

Это — в кино, причем с более чем скромной массовкой. А если в атаку поднимается целый полк? А если — артподготовка? А если — настоящими?

В конце концов, чего стоит человеческая жизнь? Абсолютно правых, как и абсолютно виноватых, не бывает никогда, но ведь, если вдуматься, от украинской границы до Нови-Сада — меньше, чем от Киева до Харькова... А симптоматичные автокатастрофы (наподобие той, которая потрясла всю Украину меньше месяца назад) тем и «хороши», что никто и никогда не докажет их преднамеренность или непреднамеренность...

Когда стараешься по возможности меньше соприкасаться с повседневной жизнью (уж слишком это чревато), когда занимаешься Театром — то есть созданием новой, принципиально иной, пускай весьма эфемерной реальности, возникает и крепнет ощущение, что в стенах сцены-коробки можно переждать все. Но действительность догоняет и там. Творя весьма ироничную театральную фантазию, сюжет которой разворачивается в некоем условном месте и в условное время, спотыкаешься вдруг о фразу: «Они обстреляют вас, как только рассветет».

Для персонажей это — лишь воспоминание, сон, где все гораздо легче и проще, чем когда- то было в жизни. В рамках сценической иллюзии и обстрел, действительно, совсем не опасен («Они обстреляют нас, как только рассветет». — «Обстреляют?!» — «Разумеется! Что же им еще делать? Я ведь знаю этих идиотов, пристроившихся по нашему курсу: они просто завидуют чужой жизни, потому что у них нет собственной!»): и мужчины, ушедшие, казалось бы, навсегда — все равно возвращаются домой.

«Ну почему мне снятся такие сны?» — последняя фраза в нашем сюжете. Этот вопрос задает дочь героини, почти девочка, и в ее устах он звучит светло, хоть и с налетом грусти. Да и спектакль, собственно, о другом, и сны в нем — о любви, о море, о свободе, о манящем дуновении каждого следующего, еще неизвестного мгновения жизни.

Но как часто нам снятся совсем не светлые — страшные сны. И как часто не можешь проснуться, потому что это, оказывается, уже не совсем сон.

Анна ЛИПКОВСКАЯ, режиссер спектакля «Что вы потеряли в чужих снах?» по пьесе Макса Фриша «Санта Крус» в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ