В такой ситуации ровенчанам несказанно повезло — в их городе
уже несколько лет функционирует уникальная фотогалерея «Час». В специально
оборудованном зале практически постоянно устраиваются выставки художественной
фотографии. Приятно удивляет уровень представляемых работ. Сюда охотно
привозят свои фотографии не только украинские фотомастера, но и маститые
иностранные фотохудожники. Последних не только интересует мнение об их
творениях ровенской публики: они ищут повод пообщаться со своими коллегами
— местными фотохудожниками. И это не случайно. В последние годы десятки
работ ровенских фотографов были отмечены на самых престижных мировых выставках
и конкурсах.
Наиболее титулованный ровенский фотохудожник Сергей Бусленко
— обладатель полутора десятков золотых медалей международных выставок и
конкурсов — в этом не видит ничего необычного. Хотя, по его мнению, одной
из причин интереса в мире к украинской художественной фотографии стала...
наша отсталость. Нет, экономическое положение государства тут ни при чем.
В то время, когда большинство иностранных фотографов увлеклось цветной
фотографией и всевозможными спецэффектами, их коллеги с Востока были лишены
доступа к подобной технологии и продолжали совершенствовать традиционную
черно-белую фотографию. И, как это бывало не раз в искусстве, спустя годы
мода изменилась — цветные работы стали котироваться ниже, и черно-белые
снимки украинских фотографов оказались настоящим открытием для европейских
салонов.
— И все же, как все начиналось, почему именно фотография
стала тем стержнем, вокруг которого в значительной мере вращается культурная
жизнь целого региона?
— Фактически клуб организовался в 1984 году... на лавочке
в парке. Здесь стали собираться ровенчане, увлекавшиеся художественной
фотографией. Так и возник фотоклуб «Час». Поначалу никто из нас не знал,
что нужно делать. Мы приглашали к себе именитых фотографов из разных республик
Союза. Они приезжали и помогали нам в период становления. Не было помещения.
Это было одним из главных препятствий. Лаборатория, студия, выставочный
зал — крайне необходимы для нормальной работы фотохудожника. Мы долго шли
к тому, чтобы их иметь. Получили от местных властей неплохое помещение
в самом центре Ровно, сделали ремонт, после чего его у нас забрали. Это
был едва ли не самый тяжелый момент в жизни клуба. Он был на грани развала.
Потом начались долгие поиски. В конце концов мы нашли старое бомбоубежище,
находившееся в ужасающем состоянии. Несколько лет тяжелого труда, поисков
спонсоров, способных оплатить ремонт, понадобились для того, чтобы создать
фактически единственный в Украине современный фотовыставочный зал, куда
не стыдно пригласить публику.
С 1996 года мы организовали тут почти два десятка выставок.
Авторы и зрители неизменно оставались довольны их уровнем. Люди истосковались
по красивому зрелищу — наверное, в этом и есть секрет популярности в Ровно
художественной фотографии.
— Сегодня в Украине уже широко развита сеть сервисных центров,
в которых до предела упрощен сам процесс изготовления фотографий. Не убьет
ли это художественную фотографию?
— Конечно, сегодня исчез тот ореол тайны, который окружал
каждого фотографа еще несколько лет назад. Тогда человек, умевший проявлять
и печатать снимки, пользовался громадным авторитетом. Это считалось непростым
занятием. Однако я не думаю, что «конвейер» убьет художественную фотографию.
Когда я готовлю снимки на выставку, то не могу отдать проявку пленки «на
откуп» машине. А тому, кто думает, что купив фотоаппарат, он уже автоматически
становится фотографом, я рекомендую, отсняв пленку, внимательно посмотреть
на свои работы и оценить их уровень. Художественная же фотография требует
большой и кропотливой работы, которую автоматика за человека просто не
выполнит.
— В последнее время все большей популярностью пользуется
подводная фотография, которой и вы активно занимаетесь. В чем специфика
этого вида художественной фотографии?
— Трудностей тут очень много. Они начинаются еще до погружения.
Аппаратура очень тяжелая, и ее сложно доставить к месту погружения. Для
качественных подводных съемок необходимы дорогостоящая фототехника, специальный
подводный бокс. Я снимаю под водой только людей. Это особая технология,
серьезно отличающаяся от той, которую применяют для подводного фотографирования
наши зарубежные коллеги. Они преимущественно фотографируют природу и обитателей
моря. Тут нам сложно с ними конкурировать, ибо средств для поездки, например,
на Красное море, где и вода чище, чем в Черном, и фауна богаче, у нас нет.
Фотографирую без акваланга. Постоянно нужно выныривать и рассказывать снимаемым,
что я хочу от них. Ежеминутно меняется освещение, все находится в движении.
Но именно подводные съемки — самые увлекательные. По моему мнению, в этом
жанре мы в состоянии серьезно побороться со своими иностранными коллегами.
Безусловно, художественная фотография в Украине остается
едва ли не самым динамичным видом искусства. Признаваемая на Западе и любимая
публикой у себя дома, она сегодня на подъеме. И все же оптимизма у фотохудожников,
работающих в регионах, что-то не чувствуется. Если в прошлом местная власть
относилась весьма благосклонно к художественной фотографии, субсидируя
выпуск многочисленных фотоальбомов, иллюстрированных изданий, то сегодня
получить заказ в родном городе фотографу очень сложно.
И все же ровенчанин Сергей Бусленко надеется, что когда
начнется подъем в экономике, то станет легче жить и украинским фотографам.
Отойдет в прошлое проблема элементарного выживания и поисков куска хлеба,
тревожащая сегодня большинство жителей провинциальных городов Украины.
Поэтому без горечи говорит Сергей Бусленко о том, что многие ровенчане,
проходя мимо фотогалереи, даже не думают зайти и посмотреть на действительно
хорошие фотографии признанных в мире мастеров. Им просто не до того.