Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ОЛИЙНЫК: «Когда горит дом, заборы не тушат»

13 февраля, 1999 - 00:00

— Владимир Николаевич, судя по перечисленным должностям, вы являетесь активным общественным деятелем. Только что вы вернулись из Киева, где участвовали в учредительном собрании Всеукраинского объединения демократических сил «Злагода». Поговаривают, что это объединение создано для поддержки Леонида Кучмы на президентских выборах. Ваше видение целей и задач организации?

— Мы объединились, так сказать, вокруг фундаментальных ценностей: Украина, государственность, суверенитет, экономическое могущество, равноправие форм собственности, самоуправление...

— Разные партии видят эти проблемы по-своему.

— Когда горит дом — заборы не тушат. Если мы признаем, что названные фундаментальные ценности являются домом, а партийные интересы заборами, и когда мы осознаем, что дом под угрозой (а сейчас существует реальная угроза и нашему суверенитету, и экономической стабильности, и самоуправлению), мы говорим: родные, бросайте свои заборы и объединяйтесь, чтобы спасать дом...

— Народ может не воспринять такой жертвы и пойти по призыву в совершенно другую сторону.

— Ничего подобного. Народ все прекрасно понимает. На прошлогодних выборах в Верховную Раду левые победили не благодаря нашему народу, а благодаря нашему правлению. Мы, демократы, получили слабый экономический результат и на его плечах внесли в парламент левых. Это произошло вследствие моего, Президента и премьера бездарного правления. И нужно в этом сознаться. Мы ввели самый демократический принцип — выборность. Но когда в моем селе бабушка не знает, за кого голосовать, а ей подсказывают, а ее покупают — в этом виноваты мы. Когда мы вводили ваучеры, то разве не знали наперед, что их скупят за бесценок, разве не знали, что это разворовывание, разве не догадывались, что народ не готов? Люди необразованны. Когда я своему отцу за рюмкой водку объяснил, в чем смысл приватизации, то он сказал: «Правильно. Я поддерживаю». Он раньше думал, что приватизация — это в лес не ходи, к озеру не смей, на поле не ступи. Все господское». У него дедовские представления о приватизации. Плюс история, которую он учил: при господах крепостным будешь. Кто с ним говорил? Кто ему объяснял? Ваучеры, секвестр, микро- и макропроцессы... Ликбез нужен. Вы видели, чтобы, скажем, на ТВ, массово шли передачи, где бы первые лица страны разъясняли свою политику? Президент должен общаться с народом ежемесячно, еженедельно: разъяснять, анализировать, привлекать специалистов. Народ поймет и пойдет за ним. Даже мы здесь в Черкассах это делаем. Еженедельно идут прямые эфиры, где я и мои заместители общаемся с людьми, анализируем, объясняем. Только так из населения можно сделать союзника.

— Как ваша позиция согласовывается со статусом Ассоциации городов Украины, с первых дней деятельности заявившей о своей аполитичности?

— Я знаю мнение большинства городских глав и скажу вам: — Мы никогда бы не пошли на участие в президентских выборах, если бы отстаиваемый нами институт самоуправления не оказался под угрозой. Есть силы, говорящие, что парни, как только мы придем к власти, будет как было: вертикаль и никакого самоуправления. Будете работать по указкам, начиная от директивы, когда весной сеять, и до директивы — расчищать или не расчищать в Черкассах дороги от снега. И я говорю: — Уважаемые коллеги, если мы с вами отсидимся не как городские головы (ни мы, ни аппараты, по закону, не имеем права участвовать в выборах), а как региональные политики, к которым прислушивается определенная часть населения, то конец. Поэтому я буду занимать позицию, отстаивая самое главное для меня — институт самоуправления.

— Насколько влиятельной является возглавляемая вами Ассоциация городов Украины?

— Об этом можно судить хотя бы по таким цифрам: Ассоциация создана 7 лет назад. Сначала в нее вошло 26 городов. Теперь их 260. В них сконцентрировано 60% населения Украины и до 80% экономического потенциала. Моими предшественниками на должности председателя АГУ были Валерий Пустовойтенко и Евгений Кушнарев. Задачи, стоящие перед Ассоциацией, также серьезные: внесение изменений и дополнений в правовую базу, в частности, о местном самоуправлении, отстаивание своих прав в экономическом плане, разрешение бюджетных проблем, методологическая и иная помощь. Однако высшие эшелоны власти на нас иногда закрывают глаза. Сегодня премьер или Президент, если приезжают, например, в село, то куда идут? Правильно, на ферму, к свиньям. А если в город, то на завод или фабрику, к станкам. А нужно идти к людям. В советы, территориальные общества. Приехал бы Президент в Черкассы, зашел в горсовет, я не надевал бы на него белый халат и не вел на передовую фабрику, а повел бы на бывший процветающий, а теперь почти совершенно мертвый черкасский завод-гигант «Ротор». Вот вместе бы и попробовали что-то с ним сделать, чтобы заработал. А он едет в администрацию. Там люди подчиненные, показывают то, что лучше. А я не подчиненный, меня люди избрали. Разговор был бы равным. И дело было бы.

— Что же мэр Черкасс сделал лично, чтобы самоуправление в городе развивалось?

— Назову вам две вещи. Первая. Прозрачность нашей работы: от тех или иных решений горсовета, мэра до последней цифры выполнения бюджета. К этой работе мы привлекаем СМИ, сотрудничаем с Центром социальных исследований. Одна из последних идей: проведение общественных слушаний по самым злободневным вопросам, волнующим жителей Черкасс. Второе. Я не избегаю общения с народом. Приведу такой пример. Накануне Рождества частные предприниматели, спровоцированные местными социалистами, заявили о намерении провести городской референдум на предмет объявления Олийныку импичмента. Я не побоялся выйти к людям. Непростой был разговор. Но люди узнали о позиции мэра не по слухам и пересудам, а из моих уст лично. Многие из них стали моими сторонниками.

— Часто ли вам приходится «держать оборону» за других?

— Бывает и такое. В сентябре 1998 года Черкасский областной совет пересмотрел наш городской бюджет и перевел его из бездотационного в дотационный. На первый взгляд, это сделано с благородной целью: чтобы с помощью высвобожденных средств уменьшить задолженность по зарплате в некоторых районах и, таким образом, пригасить там социальное напряжение. Считаю, это была не экономическая, а чисто бухгалтерская акция. В районах задолженность как была по 5—6 месяцев, так и осталась, а в городе выросла на 2 месяца. К уже существующим источникам социального напряжения на местах добавилось еще и недовольство властью в областном центре. Впрочем, умение приспосабливаться также не последнее дело. Мы изменим стратегию и тактику. Городской бюджет будет дотационным? Хорошо. Но с условием, что в него будут заложены стимулирующие признаки: больше будет получать тот, у кого лучше результаты работы. Но с условием, что мы будем брать у государства кредиты.

— Как соотносятся налоги, идущие в центр, с остающимися в городе?

— Когда-то давно я видел спектакль, где в конце представления один герой выходит на сцену и, разводя руками, говорит: «А что я мог один сделать?» Потом выходит второй и также говорит: «А что я мог один сделать?» За ним третий, четвертый, десятый. В конечном счете, вышло на сцену человек пятьдесят и говорят: «А что я мог один сделать?» Слава Богу, у нас результаты есть. Благодаря усилиям депутатов Верховной Рады, комиссии по вопросам бюджета и финансов, Ассоциации городов Украины удалось отвоевывать у центра один из налогов — акциз. Мы в Черкассах пошли дальше. Видя, как неохотно центр уступает свои права, как вяло отзывается на призывы разработать тот или иной закон в интересах регионов, мы решили сами заняться законотворчеством. Хотим, чтобы был принят закон об освобождении от налогообложения (на два года) прирост производства предприятия. Государство от этого ничего не потеряет, зато предприятия смогут постепенно подняться с колен, расширить производство, создать дополнительные рабочие места, снизить цены на продукцию.

— Владимир Николаевич, насколько оправданной является ситуация, когда одновременно существует несколько координационных органов по местному самоуправлению: при Президенте, при Верховной Раде, при премьере?

— Конечно, их три. И это плохо. У трех нянек дитя без глаза. В этом наш сосед Россия дает нам прекрасный урок. У них создано министерство региональной и местной политики, которое возглавил бывший председатель Ассоциации городов России господин Кирпичников. Такие министерства есть в Германии, США, большинстве развитых стран. Недавно мы инициировали создание такого министерства в Украине. Обращались, в частности, к Президенту. Из администрации пришел ответ: идея надуманная, нам это не нужно. Как не требуется, если те же распоряжения Леонида Кучмы, данные им 4 года назад во время заседания Координационного совета по местному самоуправлению — о создании муниципальной милиции на местах и о коммунальной собственности — до сих пор не выполнены?! Выполнять поручения о коммунальной собственности дали... Министерству юстиции. Я сам был судьей, знаю, что у Министерства юстиции болит голова за суды и нотариат, разве им до коммунальной собственности? Вот так и выходит: даем задания тем, чьим функциям не свойственно их выполнение, и ждем, когда они будут выполнены. Никогда.

— В феврале вы созываете Конгресс местных советов, под эгидой которого планируете объединить Ассоциацию городов Украины, Ассоциацию местных и региональных властей и Ассоциацию сельских и поселковых советов. Такая солидная структура не сможет оставаться в стороне от многих процессов в стране. А через восемь месяцев — выборы президента. Следовательно, опять большая политика? А как же дела черкасские?

— Все это будет решаться в комплексе. Под угрозой судьба нашего с вами государства. Кстати, летом у меня родился третий сын. Немного поздновато, но я все равно рад. И хотел бы, чтобы он жил в нормальном доме-государстве, где были бы выписаны все законы, где был бы уют и достаток.

Интервью взял Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ