Никакие новые учения по гражданской обороне (читай:
по выколачиванию долгов) не спасут положение до тех пор, пока власть будет
снисходительна к одним должникам и непреклонна к другим
Самой разочаровывающей экономикой в Европе
назвал Украину «Уолл стрит джорнэл». Не согласиться с этой характеристикой
невозможно, если исходить из логики и критериев экономической реформы,
которую проводит большинство посткоммунистических стран, переходя «от плана
к рынку».
Украина же пока идет другим, виртуальным путем, о котором
«День» много пишет в последнее время. Этот «уникальный» украинский путь
позволяет предприятиям и государству, не особенно беспокоясь за свою судьбу,
тратить больше, чем они производят. Волей-неволей начинаешь думать, что
украинское квазиэкономическое здание необыкновенно устойчиво, ведь практика
прощения долгов имеет почти такую же солидную историю, как и независимость
Украины. Впору бы начать всерьез рассуждать о нетрадиционности украинского
пути — если бы не уверенность, что здание-то это рано или поздно рухнет.
БАРТЕР И НЕПЛАТЕЖИ ПОРОЖДАЮТ КОРРУПЦИЮ
Интересная картина открывается при внимательном взгляде
на мотивы, которыми руководствуются предприятия, домашние хозяйства и государство
при принятии решений. Если для вполне естественной и законной оплаты товаров
или услуг не хватает денег, покупатель стремится либо рассчитаться товарами,
либо «уйти» в долг. Продавец, зная о всеобщей неплатежеспособности, начинает
искать такого клиента, который все-таки заплатит — либо деньгами, либо
высоколиквидным товаром (его ведь можно с выгодой перепродать). Согласие
на сделку, причем небескорыстно, он даст тому партнеру, чьи деньги горячее,
а товары привлекательнее. Поскольку у истоков вхождения в схему стоит безденежье,
а следовательно неплатежи и бартер, то получается, что именно они и есть
источник коррупции.
Очень показательной для понимания выгодности бартера и
неплатежей является история с газовыми аукционами. Хотя там свободно можно
купить газ по ценам меньшим, чем те, которые используются в стране, спроса
на него практически нет. По данным «Урядового кур’єра» (номер от 27 января),
на пяти аукционах, проведенных в 1998 году, было реализовано всего-навсего
0,6% газа, предложенного к продаже (27,5 млн. из 4,75 млрд. куб. м), хотя
средняя цена составила 39,2 доллара за тысячу кубометров. Казалось бы,
все потребители должны броситься на аукционы, ведь там газ существенно
дешевле импортного (торговый дом «Газ Украины» предлагает импортный газ
по 50 долларов за тысячу кубометров).
Но этого, как мы видим, не происходит. Объяснение очень
простое: на аукционе надо платить живыми деньгами, тогда как обычная схема
распределения вполне допускает неплатежи или расчет по бартеру. Выходит,
что современные украинские экономические устои антиэкономичны, ведь они
делают затратное хозяйствование выгодным, а деньги — попросту ненужными.
Трудно придумать среду более деструктивную для предприятий. Оказывается,
им совершенно нет нужды стремиться к эффективности, напряженно искать новые
рынки.
С течением времени схемы разрастаются, охватывают влиятельные
политические силы, и в результате складываются те самые 5 — 7 промышленно-финансовых
групп, которые, по мнению Михаила Сироты («День» от 27 января), будут заинтересованы
в своей легализации.
ПОЧЕМУ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕНЕВЫХ СХЕМ НЕДОПУСТИМА
При всей благосклонности к объективным трудностям украинских
реформ существование коррумпированных схем никак нельзя признать нормальным.
Точно так же ненормально и даже опасно сращивание этих схем с политикой,
потому что политика тогда становится попросту недееспособной. Не случайно
украинская власть, несмотря на многократные и своевременные предупреждения
независимых экспертов, долгое время наотрез отказывалась видеть угрозу
финансового кризиса, к слову, не отведенную и по сей день. В то время она
предпочитала утверждать, что только слепой может не замечать успехов реформ
в Украине.
Подумаем теперь, что произойдет, если «тень» будет легализована.
Во-первых, потребуются коррективы в законодательстве, которые весь мир
сочтет неприемлемыми. Например, нужно будет расширить практику законодательной
защиты национальных товаропроизводителей от конкуренции со стороны импорта,
а тогда на «стратегическом курсе Украины на интеграцию в Европу» можно
будет поставить крест.
Во-вторых, легализация «тени» по существу равнозначна санкционированию
ухода от налогов. Ведь чем большая часть реального сектора будет вовлекаться
в описанные выше схемы, тем меньшую отдачу от экономики будет получать
бюджет. Никакие новые учения по гражданской обороне (читай: по выколачиванию
долгов) не спасут положение до тех пор, пока власть будет снисходительна
к одним должникам и непреклонна к другим.
Естественно, в-третьих, что при этом нагрузка на реальную,
а не виртуальную, экономику, возрастет еще сильнее. О малом бизнесе можно
будет забыть, ведь он уже теперь едва выдерживает налоговый террор. Те
же немногие крупные предприятия, которые работают «на свету» с реальной
прибылью, будут поставлены перед дилеммой: полное прекращение работы или,
снова-таки, «тенезация».
И, наконец, самое важное. Легализовав «тень», власть фактически
признает свою собственную причастность к незаконным схемам. Ясно, что стремиться
к этому она не может, ведь это все равно, что рубить сук, на котором сидишь.
Поэтому украинская элита будет изо всех сил пытаться сохранить существующий
порядок. Ведь только он позволяет легко рассуждать о предстоящей выплате
долгов по зарплате и попутно пускать деньги на ветер, то есть на поддержку
убыточных предприятий-любимчиков или создание новых «структур», укрепляющих
союз теневого бизнеса и политики.
ЧЕГО МОЖНО ЖДАТЬ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ
Известно, что злейшими врагами коррупции являются простота
и прозрачность. Например, прозрачность деловых правил входа в рынок и выхода
из него. Учредил предприятие — государство сразу и без волокиты расскажет,
в каких финансовых и организационных с ним отношениях это предприятие будет
состоять. При этом отношения эти, во-первых, не будут меняться каждый месяц,
а во-вторых — будут одинаковыми для всех. Не можешь расплатиться по долгам
— продай имущество. Если бы все, в первую очередь государство, уважали
и выполняли такие простые правила, то питательная среда для коррупции просто
исчезла бы.
Все это как бы давно известно. Так же, как и то, что ждать
от украинского истеблишмента внезапного прозрения не приходится. Хотя в
принципе рецепт лежит на ладони. Даже из неудавшейся попытки увеличить
поступления в бюджет через более высокие ставки акцизов можно извлечь прямой
урок: снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы выведет часть
экономики из тени и не сократит, а наоборот увеличит доход государства.
Пока же правительство и парламент размышляют, снижать ли
ставки налогов, виртуальная украинская экономика неудержимо движется к
краху. И уберечь ее от разрушения, как мне кажется, не сможет даже отработанная
система самозащиты. Просто нельзя вечно существовать, проедая стоимость,
созданную другими, и, вдобавок, вечно брать в долг. Еще в мае 1998 года
стало ясно, что при отсутствии сколько-нибудь серьезных реформ очень скоро
наступит время, когда новых кредиторов Украине уже не найти. Сегодня, в
январе 1999, Украина услышала то же самое от своего главного патрона —
Международного валютного фонда. Восстановить доверие кредиторов и снова
завоевать симпатии к себе Украина сможет только разумной и настойчивой
политикой реформ.