Фон будущих выборов — затяжная депрессия и социальная безысходность, неустойчивый баланс взаимных вето в парламенте — уже не изменится в оставшееся время. Центральные СМИ уверяют нас, что нынешний Президент — единственная реальная альтернатива черным реваншистским силам. Неужели авторы этого тезиса всерьез верят, что трудящиеся, полгода не получающие зарплаты, и старики, выживающие на нищенскую пенсию, бросятся защищать Президента, испугавшись прихода популистских или коммунистических сил? Показательно, что в начале правления Л.Кучмы в парламенте было около 80 коммунистов, а теперь — больше ста. При его избрании никто не ставил под сомнение необходимость поста президента, а сейчас этот вопрос активно поднимается, вопреки новой Конституции. За время его президентства слова «реформы» и «демократия» приобрели ругательную окраску. Тем не менее в руках команды Президента есть достаточно сил и средств, чтобы вопреки крайне низкой популярности обеспечить приемлемый или приличный результат голосования.
Долгожданные выплаты задолженности, контроль телевидения и региональной прессы, замалчивание, грязь и провокации против основных соперников, какая-нибудь шумная инициатива, примерно-показательное наказание одного-двух «виновников», формирование избирательных комиссий... В общем, средств может хватить на то, чтобы добиться выхода нынешнего Президента во второй тур. Но ради чего? Ведь выиграть он не может, кто бы ни оказался его соперником на финишной прямой. Можно представить этот милый диалог конкурентов:
— ...в промышленности разруха хуже, чем после войны. Народное добро разворовано...
— ...признаки стабилизации...
— ...миллионы людей на грани физического вымирания, разгул преступности...
— ...необходимы непопулярные меры...
— ...разорваны братские связи, заигрывание с НАТО...
— ...многовекторная политика...
Участие Л.Кучмы во втором туре превратит выборы в акцию протеста. Уровень аргументации в прениях опустится до инстинктов и предрассудков. Чтобы выразить свое отношение к происходящему, на участки придут престарелые, инвалиды и больные, поднявшись с постели. Еще одна президентская кампания ничего не даст для формирования сознательных граждан. Собственно ВЫБОРА не будет. Руководители штаба не должны заблуждаться. Тезис «не допустить поворота курса» не сработает. Тога спасителя украинской державности никогда ловко не сидела на этих плечах. Для предельной ясности могу объяснить на собственном примере. В случае второго тура по схеме: Л.Кучма против «красного» или «розового», — я вынужден буду голосовать за второго. (Даже если этим вторым окажется хитрый новогодний Дед с громадовским привкусом.) Потому что продление власти нынешнего Президента приведет к тому, что в следующем парламенте будут уже 300 коммунистов и 100 прогрессивных в мире социалистов. А сам этот пост тогда ликвидируют или же в президенты подадутся Чародеев, Мармазов и Козаренко. Кроме того, появятся новые «единственно реальные» оппозиционные антипрезидентские клановые партии на базе отставных соратников. И, наконец, если предположить чудо — что подсчеты голосов покажут победу Л.Кучмы — никто этому не поверит, и будет грандиозный скандал.
Вот такие невеселые мысли. Неужели выхода нет? И вдруг я вижу, как на телеэкране появляется знакомое лицо, и слышу:
«Дорогие соотечественники! Я много думал, прежде чем обратиться к вам сегодня. Взвесив все «за» и «против», я пришел к нелегкому решению отказаться от участия в очередных выборах. Многое из задуманного и обещанного не удалось, экономическая ситуация тяжелая. Детальный анализ причин еще впереди. Сегодня же я хочу высказать свое напутствие к предстоящим выборам, чтобы старые ошибки не повторялись. Могу вас заверить, что пять лет назад я искренне верил, что смогу сделать больше. К сожалению, проблема подъема производства оказалась значительно сложнее и глубже, чем это представляется с позиций хозяйственников и директоров. Возможно, я вселял в вас преувеличенные надежды улучшить отношения с Россией и тем самым решить наши экономические проблемы. Обещать улучшить двусторонние отношения — вообще наивно (даже сидя рядом с авторитетным главой директорского корпуса другой страны), потому что они зависят от обеих сторон. Для победы над преступностью оказалось недостаточно заменить министра внутренних дел и других силовых министров, а также время от времени произносить грозные речи на собраниях и перед телекамерой. Что касается языковых обещаний, то тут я немного слукавил. Не президентское это дело — языки назначать (даже те, к которым вы привыкли, а вернее — все привыкли). Кстати, языковый аргумент использовали и другие претенденты. Суть же состоит в том, что это ваша массовая боязнь и неприятие украинского языка позволили превратить лозунг русскоязычия в политический козырь выборов.
В конце концов дело претендентов — обещать, а ваше дело — думать и анализировать обещания. И внимательно присматриваться к тем, кто поддерживает того или другого кандидата... Главное, чтобы вы помнили о сложностях, стоящих перед страной проблем, когда будете слушать популистские обещания очередных претендентов».
Вот это да, подумал я. Как достойно и красиво человек уходит! Облегченно замелькали мысли. Одно такое выступление ценнее сотен образовательных и пропагандистских передач! Теперь не надо лишний раз тревожить классика, и объяснять, что не только не каждая кухарка может управлять государством, но даже не каждый директор или бывший секретарь парткома и даже не каждая горластая докторша экономических наук... Теперь можно идти на выборы с оптимизмом, а не ожидать их как стихийного бедствия. Теперь выборы будут альтернативными до конца. Теперь...
И тут я проснулся. Боже, так это был только сон! Прекрасный сон!
Но ведь сны бывают и вещие. А вдруг?..