Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Довольно маниловщины

26 января, 1999 - 00:00

Невооруженным глазом видно, как в последние два года фактически исчезли с газетных колонок и телеэфира дискуссии относительно СНГ и места Украины в этом непонятном образовании. Дискутируют только парламентарии — и то ради разрешения чисто внутренних задач.

Нынешняя официальная Украина говорит, что она желает государству совсем иного будущего — европейского, и ее дипломатия, похоже, добилась больше успехов, чем во времена УНР. Нас не воспринимают серьезно в Европейском Союзе — хорошо, все равно там будем. А для начала создадим предпосылки.

Как, например, Балтийско-Черноморское сотрудничество. Идея, возникшая в головах национал-демократов еще во времена СССР и потом благополучно похороненная, переживает нынче второе рождение, о чем свидетельствуют и результаты вояжа Бориса Тарасюка в Хельсинки и Таллинн. Идея совсем не такая уж бессмысленная, как могло бы показаться, — ведь она основана уже не на политических моментах. Если практичные эстонцы и поляки вместе с азербайджанцами и грузинами действительно будут инвестировать строительство нефтетерминала под Одессой, о чем речь шла в последние дни в Варшаве и Таллинне, если финны действительно заинтересованы в прибылях от эксплуатации транспортного коридора через Черное море на Кавказ и в Азию, то к ним неизбежно присоединятся и другие. А нефть и торговля не могут не привести к созданию уже политической оси «Юг — Север», в которой и без того сейчас Север (Скандинавия и Балтия) относится к Югу (Украина) не без симпатий. Центральное место Украины в таком случае не может не вдохновлять Киев на серьезные претензии, с которыми придется считаться не только Москве.

Гоголевский герой Манилов составлял прожекты, которым никогда не суждено было осуществиться. Такой «маниловщиной», очевидно, были дипломатические усилия УНР, а также выглядили таковой в начале 90-х попытки добиться признания своих претензий постсоветской Украины. Уже много писали и говорили, что дипломатия, даже в исполнении прирожденных асов, не всемогуща — особенно когда государству присуща повальная коррумпированность чиновничества, нежелание руководства выполнять обещанное, общая нестабильность. Много говорилось, в частности, что договоры о свободной торговле Украина не спешит выполнять, а это также не усиливает доверия к ее намерениям. Все так.

Балтийский вояж Тарасюка просто говорит, что на какую-то ближайшую перспективу Украина определилась, и это определение не совпадает с желанием многих и в России, и в Беларуси, и в самой Украине создавать новый СССР. Если бы это определение еще и подкрепить конкретикой.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ