Информационное поле — еще мало исследованный феномен, особенно в общественной сфере, но именно он позволяет немало прояснить в современной картине мироздания, ответить на острые вопросы сегодняшнего дня.
Информационное поле — вещь фиксированная, оно вступает во взаимодействие с материальными структурами, меняет их и само меняется под их влиянием. Это доказывает, что информация, и в частности идея как ее разновидность, не является химерой, а способна преобразовать материальный мир, поэтому и требует к себе пристального внимания.
Наиболее принципиальное отличие живого от неживого в том, что живые системы имеют способность приумножать и концентрировать в пространстве вокруг себя информацию, которая потом используется для саморазвития системы. Способность же просто удерживать определенную информацию об окружающей среде имеют даже некоторые неживые системы — например, кристаллы, поскольку система кристалла состоит из многих подсистем, и каждая конфигурация подсистем отвечает другому информационному состоянию, то есть кристалл способен запомнить внешние влияния, которые меняли его структуру, даже если эти влияния перестали действовать. Эта способность кристаллов используется в запоминающих устройствах компьютерной техники. Те же кристаллы могут принимать и значительную дозу энергии, не разрушаясь. В природе информационные и энергетические процессы почти всегда идут параллельно, их трудно дифференцировать. Но в принципе возможны и процессы, в ходе которых энергетическое состояние системы не меняется, а информационное состояние меняется очень существенно.
Живые же системы имеют способность самостоятельно создавать условия не только для поглощения энергии и информации, но и для выработки новой информации. Основным признаком живого является самоорганизация. Только живые системы могут передавать из поколения в поколение обогащенный объем информации. Определяющую роль при этом играет самовлияние одной части системы на другие через параллельную структуру носителя информации — молекулы РНК и ДНК. Эффект самовлияния становится возможным также за счет уплотнения конфигурационного пространства (которое само по себе является носителем информации) за счет его спирализации и надспирализации. Потому что чисто геометрически возможности для концентрации наследственной информации в единице пространства являются ограниченными, поэтому в эволюции живого неминуемо наступает момент, когда информация начинает передаваться не через гены, а через первую сигнальную систему, а впоследствии — через вторую (речь). При этом интенсивность и концентрация информационного поля так усиливаются, что оно начинает оказывать обратное влияние на своего продуцента.
Особенно большой вес это влияние оказывает на саморазвитие человеческого общества, ведь каждая его разновидность выделяется среди других тем, что при помощи информационного поля общества его лидеры стимулируют и контролируют активность масс. При этом информационное поле отрывается от своего материального носителя, приобретает определенную автономию, воспринимается как что-то отделенное от общественного бытия, более того — как некое сущее вне общества и над обществом. Так появляется идеология. Строго говоря, идеология является функцией от информационного поля общества. Подобно тому, как растение превращает потребленную информацию в цветок, так и этнос индуцирует своим информационным полем национальную идею — наиболее компактно «записанную» программу своего расширенного самовоспроизведения. В основе национальной идеи лежит осознанный, а еще чаще — неосознанный, традиционно здоровый образ жизни человека и общества в целом.
Поэтому академическая разработка национальной идеи, идеологии научными учреждениями — дело необходимое, но недостаточное. Не напрасно в свое время потерпел неудачу проект введения в вузовские программы курса научного национализма — несмотря на всю логичность и целесообразность такого мероприятия. Национальную идею нельзя творить искусственно, если информационное поле социума обедняется, утончается, слабеет, как это происходит сейчас в Украине. Только мощная сеть масс-медиа, даже безотносительно к конкретному содержанию циркулирующей в них информации, создает то информационное поле, в котором и обновляется постоянно национальная идея.
Чем более насыщенно информационное поле, тем тяжелее его разрушить или создать. Густота информационного поля является одним из основных показателей жизнеспособности этноса. В древнерусскую эпоху развитое летописание обеспечивало единство и относительную консолидацию этноса. В начале XIV ст. летописная традиция утончается, локализуется, и этнос раздирается на части соседними государствами. Однако единство информационного поля опять восстанавливается при помощи песенного фольклора (по оценкам — более полумиллиона «больших» песен и баллад, не считая малых жанров), что и обеспечивает появление казацко-гетманского государства. После того как большая часть украинских земель попала под власть царизма, последний развернул целеустремленное уничтожение в первую очередь именно информационного поля нации, и только потом последовало ее физическое истребление.
Нынешнее информационное поле Украины слишком сильно зависит от перипетий избирательной борьбы, его интенсивность очень изменчива. Достигнув пика в марте-98, она пережила резкий спад в последующие месяцы (много газет прервало или и вообще прекратило свой выход; сильно упали тиражи, выросли цены и тому подобное). Осенью 1998г. интенсивность информационного поля начинает постепенно расти в связи с будущими президентскими выборами. Существует опасность, что после октября-99 состоится общий обвал масс-медиа. Такая неритмичная пульсация информационного поля является серьезной угрозой информационной экобезопасности нации, поскольку есть только два главных фактора, которые обеспечивают стабильность государства: это единая финансовая система и устоявшееся информационное поле.
Единство информационного поля нации обеспечивают несколько его подсистем:
— общенациональный язык — сложный комплекс литературной нормы сленгов, просторечие; чрезвычайно важным ее составляющим является корпус фразеологизмов литературно-кинематографического происхождения, а также политические фразеологизмы, которыми украинский язык активно обогащается в последние годы;
— система национальных образов мира;
— система национальных идей;
— каналы циркуляции информации.
Современные украинские партии ведут упорную борьбу за влияние на информационное поле, за расширение своего присутствия в нем. Идеальные стартовые условия для этой борьбы имели коммунисты с их четко установившимся образом-идентификатором. Для КПУ, зарегистрированной в 1993 г., жизненно важным было заявить о себе не как о новозарегистрованной, а как о возобновленной, возрожденной партии советских времен. За этим стояли не только претензии на бывшее имущество КПСС, но и еще более важное — претензии на ее информационную нишу в общественном сознании. Однако современная КПУ все меньше и меньше похожа на бывшую «руководящую и направляющую» силу советского общества. Относительные успехи современной КПУ основываются исключительно на подмене понятий, на эксплуатации виртуальной реальности, за которой ничего не стоит. Однако интенсивная эксплуатация информационного призрака не может продолжаться слишком долго. Старый образ КПСС постепенно тускнеет, остается все меньше людей, которые индуцируют этот грозный образ, он утончается и в конце концов исчезнет. Новый же образ наши коммунисты пока что так и не создали.
Отчасти подобная картина и у национал-патриотов. Их информационное поле — это поле борцов за украинское государство в условиях тотального противостояния. Оно уже требует согласования с реалиями нынешнего дня, взаимодействия с информационными полями новых потенциальных союзников из числа бывших противников. Но и само по себе информационное поле национал-патриотов ощутимо слабеет, требует усиления новыми идеями, порожденными практическим участием в черновой повседневной государственно-созидательной работе.
В наиболее выгодной (пока что) ситуации находятся украинские центристы. Их информационное поле еще только формируется, оно по большому счету свободно от какого-то груза прошлого, поэтому очень мобильно и пластично. Центристы открыты различным идеям, однако их полю недостает определенного стержня, несущей конструкции. Роль такого стержня должна бы сыграть соответствующая интерпретация национальной идеи.