Несколько лет назад бастующие шахтеры уже «брали» Бухарест. И вели себя в нем действительно, как во взятом вражеском городе — громили магазины, поджигали автомобили, жестоко избивали прохожих. Руководство страны убеждено, что забастовка шахтеров и их марш на столицу в этот раз направлены на свержение правительства. Ситуация заострилась еще две недели назад. А на четырнадцатый день протестов в шахтерском городе Петрошаны, что в 250 километрах на северо-запад от Бухареста, 10-тысячная толпа двинулась на столицу.
Вчера движение румынских шахтеров на Бухарест было остановлено возле одной из баррикад, когда был применен слезоточивый газ, разбрызгиваемый с вертолетов. Внутренние войска задействовали силу после того, как забастовщики преодолели несколько препятствий, построенных из каменных глыб на их пути.
Шахтеры требуют повышения зарплаты и ее своевременной выплаты. Их лидера Мирона Козьму обвиняют в экстремизме и призывах к проведению террористических актов, а также в крайнем популизме. Между тем Козьма обвиняет силы безопасности в подготовке покушения на его жизнь. Резкое несогласие у шахтеров вызывает правительственная реформа угольной отрасли, вследствие которой закрываются неприбыльные шахты. Работники последних желают получить по $10 тысяч каждый в случае увольнения. Сразу после остановки марша начались переговоры между руководством забастовщиков и правительством премьера Раду Василе, продолжающиеся до сих пор. Однако вряд ли они будут успешными для шахтеров. Четыре главных партии, входящие в правительственную коалицию, осудили забастовку и заявили о невозможности принять требования шахтеров. Ограниченной является и поддержка шахтеров со стороны общества: экономическое значение и влияние большой индустрии постоянно уменьшается.
Хотя беспрецедентные меры, к которым прибегло правительство, чтобы остановить шахтеров, свидетельствуют о том, что в Бухаресте считают социальный взрыв вполне возможным. После незначительного подъема в 93—94 годах румынская экономика балансирует между застоем и падением. В прошлом году валовой продукт страны уменьшился на один процент. Продолжается и обнищание большей части населения.