Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приоритеты диктует не зритель

15 января, 1999 - 00:00

В новый год некоторые наши телеканалы — УТ-1, СТБ, «Интер» — вошли с ощутимыми переменами в сетке вещания и новыми проектами. Причем если в последнем выпуске

«ТВ-недели» (см. «День», 31.12.98 г.) мы говорили об отсутствии четкой программной концепции у большинства наших телевещателей, то в последних действиях вышеназванных студий определенная логика прослеживается. Скажем, решение СТБ прекратить изобретать велосипед, а сделать ставку на то, что у них получается действительно хорошо, а именно: информационно-аналитическое вещание, можно назвать давно назревшим. Увеличилось количество информационных выпусков (к обычным «Вікнам-новинам» добавились «Вікна-експрес») и предпринята попытка аналитического наброска к событиям каждого дня (по будням) в «Опівночі» Романа Скрыпина. Обещаны и еще некоторые изменения в том же направлении. Это, будем надеяться, шаг навстречу к своей нише канала, которому собственное лицо надо искать явно не в количестве аудитории, а в ее стабильности и качестве (уровне). Не знаю, правда, насколько ставка на программы для тех, кто «не разучился думать», совместима с заполнением дневных пауз программами «ВIZ-TV» и латиноамериканскими сериалами... Сомневаюсь, что сие существенно подправит рейтинг канала, зато стилевая эклектика — налицо.

Передача «Сектор тени» Артема Петренко обещает быть явно не из ординарных. По большому счету, даже заявки на подобную программу, которая предполагает глубокий и нелицеприятный анализ самых серьезных и скрытых от глаз общественности схем накопления политического и финансового капитала на постсоветском пространстве, в отечественном эфире до этого не было. В премьерном выпуске «Сектора» шла речь о Николаевском глиноземном заводе и механизмах конкурентной борьбы вокруг его приватизации. Назывались имена Льва Черного, Бориса Березовского, Александра Ткаченко и других, чьи интересы, по версии СТБ, столкнулись вокруг завода. Станет ли «Сектор тени» действительно скальпелем, бескомпромиссно вскрывающим нагноения лжи и коррупции, покажет, думается, ближайшее время. Как минимум для этого создатели проекта должны «блюсти» именно интересы электората, а не ситуативные интересы конкретных лиц и групп. Между прочим, в премьерном выпуске по Николаевскому заводу смутило отсутствие точки зрения противоположной стороны, при открыто лояльной, сочувственной позиции Артема Петренко по отношению к директору завода Мешину. Конечно, авторское мнение может быть и однозначным, и субъективно определенным, но все-таки законы непредвзятого информирования должны быть соблюдены, если создателей беспокоит такая вещь, как доверие зрителя.

Значительные изменения претерпела сетка вещания

УТ-1. Не столько пока в смысле новых проектов, хотя есть и они, сколько в концепции приоритетов. Очевидно, что информационное обеспечение борьбы Леонида Кучмы за второй срок президентства будет сочетаться на канале с ярко выраженной национальной идеологией украинства в культурологическо-художественном эфире. Между тем не слишком ли нынче изменился мир, чтобы идеологию главного национального канала можно было строить на национальных атрибутах в их скорее этнографически-архаично-фольклорном понимании, нежели в модернизированном восприятии в качестве отечественных завоеваний всего созданного в Украине, независимо от именно национальной принадлежности и специфики? И при этом рассчитывая на повышение рейтинга канала, фактически игнорируя наличие в стране как т.н. «городской» культуры, так и реального двуязычия?

Увы, пока и качество предлагаемого зрителю продукта на УТ-1 не претерпело существенных изменений. Ни один из новых или новых-старых проектов, появившихся на УТ-1 после прихода Зиновия Кулика, пока не стал событием, не вызвал живую зрительскую реакцию, не потряс основ... Возобновленный «Классик-премьер» состоит нынче из двух блоков — студийно-дискуссионного, который ведет Виктор Лифанчук, и прямого обращения к зрителям журналистки Татьяны Милениной. Но, увы, живой и дискуссионной по существу программа, по-моему, пока не стала. Каждый из гостей в студии, будь-то Евгений Станкович, скажем, или Богодар Которович, говорят умно и интересно. И любопытные, казалось бы, обсуждаются вещи: в чем причина непопулярности серьезной музыки, сопряжение в нашей современной культуре фольклорных и европейских традиций и т.д., и т.п. А общее ощущение от студии: вяло, чинно, скучно... То ли не хватает эмоций, не достает элемента именно спора, провокации, то ли просто все слишком академично. Ну а стилевое оформление площадки, с которой «вещает» (именно вещает — так подано в кадре) Татьяна Миленина, вызывает просто недоумение. В итоге нет непосредственного, заинтересованного общения со зрителем — есть лишь поучающий и одинокий ведущий, обращающийся как бы в пустоту.

Тамара Стратиенко в «Вечерней сказке» — полная калька всегдашних «сказочных теть» советского ТВ, только с гораздо худшими текстами и для ведущей, и для куклы, которая, кстати, и внешне мало привлекательна. Видеоряд колыбельной — та же архаика, тавтологическая, сладкая и просто нудная. В этой же творческой методе сделан и «Православный календарь». Спасибо за возвращение в эфир УТ-1 программы «Весь мир театра». Будем надеяться, что Наталье Грабченко не изменит вкус, и ее проекту не будет недоставать интеллектуальности, современности интонации, ироничности и даже некоего куража. Личности, способные помочь развиваться в этом направлении ведущей театральной гостиной, слава Богу, в украинском театре есть — чему пример и прошедшая на этой неделе беседа с Олегом Драчом. Кстати, пожалуй, пока именно Олег Драч стал неким обнадеживающим открытием УТ-1 в качестве ведущего так называемого «Ночного канала». Так называемого — потому, что пока, увы, телекомпания «Эра» (производитель), кроме авансов, ничем не обрадовала. Ночной кинопоказ пока не имеет собственной «ночной» изюминки, а студии пока ничем не заполнились, кроме симпатии к раскованному, обаятельному, сексапильному львовскому актеру, говорящему при этом очередную милую чепуху, которой полно нынче во всех студиях на всех каналах. Короче, с нетерпением жду обещанную в воскресном эфире авторскую программу Андрея Дмитрука «Диалог со сфинксом». Может, хотя бы она скрасит пока что унылое впечатление от продукции, с который первый Национальный собирается бороться за «звание» самого популярного телеканала страны.

И, наконец, нынче весьма последовательно «Интер» стремится стать самым развлекательным отечественным каналом — что гораздо спокойнее в стране, где любой бизнес зависит от политических «крыш». И чем меньше информации о реальной жизни — тем больше шансов для выживания у общенационального канала. Староновогодний отечественный эфир «оживила» последняя программа Яна Табачника «Честь имею пригласить», где присутствовал весь верноподданый политический бомонд страны. Наряду с некоторыми великолепными концертными номерами (например, Аллы Баяновой) в программе было явно слишком много признаний в любви к присутствовавшему в зале Президенту — что выглядело по меньшей мере провинциально. Не говоря уже о самой атмосфере «царского приема», живо напомнившую времена брежневизма, а вопрос об отношениях власти и интеллигенции показался просто суперактуальным.

В новом году на «Интере» вышло три новых проекта. На фоне донельзя калькированных «Домино» и «Всеукраинского клуба анекдотов» (при этом копии, увы, явно уступают оригиналу — вот что обидно) выделились «НЛО» и... Людмила Бережная в качестве ведущей утреннего блока. В Людмиле явно чувствуется Личность, при этом ведущая в меру раскована, импозантна и как бы вписывается в те стилевые рамки современного прямого утреннего эфира, которые соответствуют именно сегодняшним зрительским ожиданиям. Телеигра «НЛО» не скучна по замыслу и довольно-таки профессионально выстроена. Как по мне, так несколько сладковат и женоподобен ведущий Алексей Гончаренко, что может помешать его раскрутке, ведь публика обычно ориентируется на традиционные типы шоуменов.

Событием же этой ТВ-недели, по-моему, стали фильм Романа Балаяна «Ночь в музее Сергея Параджанова» с эпиграфом к нему в виде беседы с Романом Гургеновичем в «Телемании» («1+1») и последнее телевизионное интервью, которое дал в своей жизни Роллан Быков создателям проекта «Родом з України» (ЮТАР, ICTV). Подробнее об этом мы поговорим завтра на странице «Тайм-аут».

Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ