Четыре года назад немецкая фирма «Текстима» предоставила АО «Эпос-холдинг» новейшее оборудование для коврового производства общей стоимостью DM 60 млн. под правительственные гарантии. Комбинату было выделено огромное помещение (более 40 тыс. кв. метров) на госпредприятии «Завод им. Малышева». Пакет акций комбината распределялся между государством и АО «Эпос-холдинг» в соотношении 40:60. И харьковский ковровый комбинат (ХКК) заработал.
Тем не менее парадокс состоит в том, что сейчас комбинат находится на краю гибели. За «Эпос-холдингом» тянется длинный хвост долгов перед кредитором — свыше 45 млн. грн. в 1998 г. Налоговики проводят опись и оценку оборудования для последующей продажи (причем не работавшие ни одного дня станки оценены в два раза дешевле их первоначальной стоимости).
Президент концерна «Эпос» и председатель правления АО «Эпос-холдинг» Ольга Земницкая считает, что комбинат может выкарабкаться из долговой ямы только с помощью государства. Руководство ХКК продвигает свою продукцию на западный рынок, уже есть договоренность с одной датской фирмой о демонстрации харьковских ковров на Всемирной выставке в Ганновере. Для полнокровной работы необходимо комплексно решить три проблемы: реструктуризировать долги, предоставить кредит оборотных средств под небольшие проценты и защитить отечественного производителя.
При создании комбината не было учтено, что на рынок Украины хлынет масса ковров и ковровых покрытий, преимущественно из Бельгии. Правда, это дешевая синтетика, в то время как харьковчане с самого начала ориентируются на добротные шерстяные изделия. Цена харьковского ковра эквивалентна $21—22 за 1 кв. метр (в Западной Европе подобный товар стоит $60 за 1 кв. метр). Обнищавшее население Украины не может столько платить, поэтому покупаются вещи похуже, но зато подешевле. Кроме того, трудно было предвидеть столь быстрое падение спроса на ковры, которое произошло в последние годы.
Получается, что новейшее оборудование не приносит реальной пользы: рабочие получают зарплату коврами, а потом «спускают» их по дешевке на базаре. Возможно, правы те, кто утверждает: инвестиции надо делать не в производство, а в отечественного потребителя?