Вчера в одном из самых популярных столичных театров — на Левом берегу Днепра — состоялась последняя в этом году премьера — «Идеальный муж» Оскара Уайльда. Ироническая салонная комедия английского денди и парадоксалиста должна была бы, по идее, поднять, по крайней мере исполнителям, предновогоднее настроение. Однако праздник омрачен скандалом...
Постановщик спектакля Александр Балабан после генеральной репетиции спектакля крепко повздорил с художественным руководителем театра, своим бывшим педагогом Эдуардом Митницким, а следом распространил заявление для прессы, в котором отказывается от авторства спектакля и обвиняет своего учителя в волюнтаристском вмешательстве в его «режиссерский рисунок».
Комментируя этот случай для «Дня», и директор театра Виктор Олифиренко, и сам Эдуард Маркович единодушно говорили о скандальном характере самого режиссера. Однако аргумент лидеров «левобережцев» все-таки не кажется убедительным.
В театре никто, естественно, не застрахован от провалов, и, честно говоря, в послужном списке Александра Балабана не так много работ, которые можно было бы назвать безусловными художественными удачами. Но ведь случай с «Идеальным мужем» отнюдь не исключительный. «День» уже писал о конфликте, возникшем весной в связи с выпуском на этой же сцене «Венецианского мавра» в режиссуре Юрия Одинокого. Тогда, как и теперь, руководство театра предпочло объяснить его заносчивостью и горячностью режиссера. Причина же конфликтов, на наш взгляд, совершенно в ином: организационной системе театра, где художественный руководитель, отвечая за весь репертуар, считает не просто своим правом, но долгом формировать его исключительно в соответствии с собственными художественными представлениями. Новое же режиссерское поколение выше всего ценит собственную творческую индивидуальность. Столкновения, таким образом, становятся неизбежны.