Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский вариант модерн-балета:

еще на пуантах, но уже без осанки
8 декабря, 1998 - 00:00

Автор либретто, хореографии и художественного оформления балета — Алекс Урсуляк, австрийский балетмейстер, являющийся, по утверждению украинских организаторов проекта, едва ли не предтечей модерн-балета как такового. Впрочем, столичным балетоманам до последнего времени Алекс Урсуляк был известен в основном как неизменный участник жюри конкурса С. Лифаря. Интересно, если поставленный им спектакль разделить на отдельные номера, а потом запустить в конкурсную программу по хореографии, пропустил бы себя маэстро во второй тур?

Цель этой не без пафоса разрекламированной акции проста и доступна. Во-первых, демонстрация искреннего и непреодолимого стремления Национальной оперы идти в ногу с прочей прогрессивной балетной общественностью (пусть теперь кто-то посмеет сказать, что в репертуаре нет современных постановок). Во-вторых, имя западного по форме, но украинского по содержанию балетмейстера на афише ощутимо прибавляет ей шика. А если что не так — извините: новый художественный язык — модерн, даже практически постмодерн. Не всякий поймет.

Что мы имеем в результате? Имеем спектакль, собранный впопыхах (что, впрочем, и не скрывалось — репетиции заняли меньше месяца), с трудно уловимой концепцией и склонностью к цитированию «без кавычек». Все действие в целом удивительно напоминало известный в конце 70-х балет с участием Михаила Барышникова: кафе, сигаретный дым, странные люди, вычурные танцы и т. д. На этом фоне несколько внезапно выглядели па, позаимствованные из «Дон Кихота». Хореографические номера связывались воедино достаточно абстрактной проблемой коммуникации в современном мире. Не знаю, как в мире вообще, а вот в спектакле смысловые связи явно не устоялись. Это ощущалось как на уровне хореографического решения, так и в организации музыкальной партитуры.

Первые звуки, долетевшие со сцены, оказались надоевшими «позывными» из камероновского «Титаника». Селин Дион, безусловно, прекрасна. Особенно в первых строках хит-парадов. Но в качестве фонограммы к лирическому дуэту — не слишком ли прямолинейно? И даже последовавшая за этим рок-н-ролльная классика вперемешку с Малером утешила мало. Разница между культурой и масс-культом определяется «на вкус». Алекс Урсуляк, похоже, промахнулся с ингредиентами.

Кстати, некоторые печатные отзывы на эту постановку обнаружили характерную черту: оказывается современный танец (модерн-балет) почему-то отождествляется с эстрадным балетом. Поэтому, увидев на сцене знакомые по эстрадным шоу композиции, многие порадовались качеству их исполнения — академическая подготовка танцовщиков все же сказывается. Ну, положим, журналистам это простительно. Главное, чтобы хореографы и те, кто их приглашает, точно определились, какой тип танца они предпочитают. Вернее, какой жанр соответствует той или иной сцене, ситуации и уровню амбиций.

Среди исполнителей этого спектакля указаны первоклассные танцовщики, в частности Виктор Яременко и Татьяна Билецкая — артисты, способные сделать привлекательной любую хореографию. Но в спектакле заняты и молодые солисты, для которых, если они вовремя не позаботятся о зарубежных контрактах, общение с современным танцем может ограничиться подобными экспериментами. И это в очередной раз поставит наш балет за рамки того самого «мирового контекста», к которому мы все стремимся, не слишком утруждая себя выбором маршрута.

Ольга ОСТРОВЕРХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ