Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Представление Президента в Конституционный суд Украины весьма уязвимо

5 декабря, 1998 - 00:00

В своем представлении глава государства, ссылаясь на статьи 6, 19 и 116 Конституции Украины, утверждает, что, принимая 23 июля 1998 г. «коммунальный» закон, парламент вышел за рамки своей компетенции, обозначенной Конституцией Украины, приняв на себя полномочия, возложенные Основным Законом на органы исполнительной власти. В свою очередь, поясняя позицию Верховной Рады Украины, ее председатель Александр Ткаченко в качестве основных контраргументов сослался на статьи 46 и 48 Конституции Украины, которые, правда, формально, но гарантируют гражданам Украины право на социальную защиту и достаточный уровень жизни.

Представленные в письменном обращении Александра Ткаченко в Конституционный суд контраргументы, без сомнения, действительно весомы, по крайней мере, с точки зрения здравого смысла. Но объективности ради следует все же отметить, что они менее убедительны именно с правовой точки зрения. Ведь Конституционный суд Украины, ныне рассматривающий в спешном порядке данное представление Президента, при вынесении своего вердикта призван оперировать не косвенными аналогиями даже конституционного плана, а прежде всего конституционными положениями прямого действия, которыми являются упомянутые Президентом статьи 6, 19 и 116 Конституции Украины.

Вместе с тем в Конституции Украины зафиксированы положения, которые и с правовой точки зрения являются достаточно убедительной альтернативой — и притом прямого действия — вышеотмеченным аргументам представления Президента Украины Леонида Кучмы в Конституционный суд Украины.

Во-первых, пункт 5 статьи 85 Конституции Украины закрепляет именно за Верховной Радой Украины «определение принципов внутренней и внешней политики», а принятый парламентом 23 июля 1998 года закон действительно относится к категории «принципиальных» на данном этапе общественно-политического развития страны и ее социально-экономического состояния. Кроме того, данный закон полностью вписывается в рамки пункта 13 той же статьи 85 Конституции Украины, предоставляющего Верховной Раде Украины права осуществлять «контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины». В данном конкретном случае это коснулось социально опасного намерения Кабмина Украины повысить коммунальные платежи до уровня, превышающего нынешнюю платежеспособность основной массы населения Украины.

Ведь недаром в пункте 3 статьи 116 Конституции Украины четко зафиксировано, что Кабмин Украины лишь «обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики», разработка которой согласно пункту 5 статьи 85 Конституции Украины относится к полномочиям Верховной Рады Украины. Статья 116 Конституции Украины, на которую ссылается Президент Украины Леонид Кучма, вообще не содержит каких-либо положений, позволяющих Кабмину Украины претендовать на проведение собственной политики в вышеуказанных сферах, а тем более, без права на контроль со стороны парламента, что противоречило бы пункту 13 статьи 85 Конституции Украины.

Вряд ли кто будет отрицать, что принятый Верховной Радой Украины 23 июля 1998 г. «коммунальный» закон является кардинальным законодательным актом по степени своей значимости для социальной защиты граждан Украины в нынешний период финансово-экономического кризиса. Но согласно уже пункту 6 статьи 92 Конституции Украины, вся сфера социальной защиты в Украине определяется «исключительно законами Украины», имеющими, следовательно, четкий конституционный приоритет перед любыми альтернативными решениями органов исполнительной власти, включая, естественно, тот же Кабмин Украины.

Так что есть основания считать, что Президент Украины Леонид Кучма в своем представлении в Конституционный суд Украины допустил «волевую интерпретацию статьи 116 Конституции Украины, ставшей основным лейтмотивом «социально-ориентированного» президентского демарша, о якобы монопольных прерогативах Кабинета Министров Украины в рассматриваемой сфере социально-ценовой политики. В свою очередь объект президентской критики — «социально-защитительный» Закон Украины «О временном запрете повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, предоставляемые гражданам Украины» достаточно адекватно вписывается в рамки вышеотмеченных пунктов 5 и 13 статьи 85 и пункта 6 статьи 92 Конституции Украины.

Игорь НЕДЮХА, кандидат технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ