Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В послании Президента — все комплексы нынешней власти

20 ноября, 1998 - 00:00

Находившееся еще два дня назад на грани срыва и несколько вымученное послание Президента к Верховной Раде не стало выдающимся событием, имеющим судьбоносное значение для страны.

Прежде всего Президент наконец-то вынужден был дать почти объективную оценку разваливающейся на глазах экономики Украины. Пожалуй, впервые из уст главы государства прозвучало откровение об искусственности удержания курса гривни и даже почти признание доминирования внутренних факторов развертывания финансового кризиса над внешними. Достаточно много внимания в послании Президента уделялось финансовой политике. При этом гарант Конституции не удержался от выпадов в адрес парламента и в этот раз, выступая против эмиссии. Лица, причастные к подготовке текста послания, вложили в уста Л.Кучмы традиционное понимание необходимости сокращения дефицита государственного бюджета. Президент дошел до фантазии о нулевом дефиците и даже о превышении доходов над расходами.

Здесь совершенно неясно, как это вяжется с его же оценкой ситуации и проблемами падения ВВП. Если оперировать относительно нейтральными данными австрийского «Erste Bank Research», которые приведены в октябрьском номере «Central European Economic Review», то перспективы Украины далеко не радужные. По тридцати странам Центральной и Восточной Европы падение ВВП прогнозируется только у России и Украины. Причем по Украине в текущем году ожидается падение в — 1,5%, а в 1999 году — 4,0%. При этом годовая инфляция в текущем году прогнозируется на уровне 20–35%. Даже с учетом того, что до конца года остается месяц и десять дней, все возможности для выхода на указанные параметры у Украины имеются. Что до дефицита бюджета, указанный источник прогнозирует его в следующем году на уровне 3,5% от ВВП, что представляется более реалистичным, чем официальные прожекты о 0,6%.

Кстати, о финансовой политике. Это традиционно ущербное направление не только в деятельности КМ, но и в понимании администрации Президента. Причем традиционно никто не несет персональной ответственности за провалы в финансовой политике ни в правительстве, ни в администрации. Но если в правительстве есть все же министр финансов и соответствующий вице-премьер, которые хоть как-то отчитываются публично, то, скажем, финансовой политикой в АП, как правило, занимаются люди, не нашедшие себя в жизни. В данном случае администрация Президента выполняет своеобразную гуманную миссию — надо же человека где-то трудоустроить.

Как все в нашем многострадальном отечестве, послание Президента явно опоздало во времени и пространстве. Причем уже не в первый раз экономисты АП делают все возможное, чтобы реакция главы государства была как можно более запоздалой и неуместной. Сначала развертывание финансового кризиса всячески маскировали за празднованием годовщины независимости. Потом Л.Кучма два месяца почти никак не реагировал на финансовый кризис. И вот сейчас, когда избиратели уже четко усвоили, что руководство государства от них отвернулось и ни за что не повернется, — Президент вспомнил об экономике. Он предложил ряд так называемых «конкретных подходов», включающих переход к политике, «реально стимулирующей производство», — снижение налогового пресса, укрепление банковской системы с указанием конкретных банков и нормативных актов; корректировка валютной политики; развитие легкой и пищевой промышленности; упорядочение использования централизованных капвложений; поддержка предпринимательства и малого бизнеса; преодоление тенизации экономики.

Что касается социальной сферы, то основным аргументом Президента стало предложение о приватизации «Укртелекома» с направлением полученных средств на погашение задолженностей по зарплатам и пенсиям. Здесь Президент явно неадекватно оценивает — сколько же можно получить денег от приватизации «Укртелекома» или не владеет данными об объемах задолженностей по социальным выплатам.

Для логичной завершенности своего послания Президент попросил «не дергать каждый день» правительство, а дать возможность доработать ему еще год. Было также высказано мнение о нецелесообразности отставки главы Нацбанка.

Наконец Президент высказал мнение, что предложенные меры будут эффективными и могут быть реализованы до конца 1999 года.

Даже если рассматривать это послание как начало предвыборной кампании действующего Президента, то это достаточно слабое начало, особенно с учетом груза ответственности за разложившуюся экономику и социальную сферу в состоянии непрерывной лихорадки.

Представленное послание может смело рассматриваться как обращение болезненного ожидания, причем ожидания повсеместного. Президент явно ожидает ухудшения и без того плачевной экономической ситуации. Правительство — того же и отчета перед Верховной Радой. Все вместе — нового года, года президентских выборов. В любом случае постоянное состояние ожидания на фоне удручающей экономической ситуации подавляет малейшие порывы к каким-либо действиям, способным изменить ситуацию в стране в лучшую сторону. И в данном случае дело не в персональном составе конкретного правительства, не во взаимоотношениях ветвей власти и постоянных угрозах со стороны Президента Верховной Раде. В нынешних условиях любая деятельность любого правительства будет подчинена исключительно задачам удержания экономики от окончательного краха до президентских выборов и переизбрания нынешнего Президента на следующий срок. Этого же страстно желает и нынешний Президент страны. Послание Президента как нельзя лучше иллюстрирует комплексы нынешней власти. Поэтому ничего другого и не следовало ожидать.

Если оперировать категориями «хорошее» и «разное», то это послание больше относится к «разным», чем к «хорошим». От него вряд ли стране станет хуже, и наверняка ничего не изменится к лучшему.

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ