Сначала они приходили к нему в студию, но через некоторое время фотографу пришлось посещать жилища одиноких и немощных людей лично. Александр уже имел солидный стаж фотокорровской работы и снимал много социальных сюжетов. Ему казалось, что после репортажей из интерната для слепых детей, приютов для инвалидов и из психиатрических больниц он уже предельно познал меру человеческого страдания. Но встреча с одинокими стариками поразила его наотмашь. Может, из-за того, что их боль была тихой, некричащей, роковой? Это ощущение причастности к обыденной беде впервые пришло во время съемок старухи, которая уже несколько лет не выходила из хаты и, загодя готовясь к смерти, держала возле кровати гроб. Фотограф решил зафиксировать своих мимолетных героев в жалком окружении их повседневного бытия. Так родилась серия «Дети революции». Понятно, в ее названии чувствуется грустный сарказм: ведь на портретах фактически жертвы «социалистической истории».
Почти в каждой хате, где бывал Александр Чекменев, на стенах высели портреты хозяев этих бедных жилищ в детстве и юности. На них сегодняшние старики выглядели счастливыми. Поэтому на нынешней выставке рядом с каждым документальным снимком для паспорта расположено пожелтевшее фото того же человека в детстве или юности. Разительный контраст между ними вызывает шок. Всматриваясь в эти лики старости, думаешь не только о конкретных людях, но и о судьбе страны, беспощадно лишившей своих граждан мягкой улыбки благополучной жизни. Наверное, в какой-то другой стране эти лица выглядели бы иначе.
С новыми паспортами, в нищете и безнадежности дети революции дожидаются своих последних часов. Держа гроб возле кровати.