Почему Жан Кретьен отказался от визита в Россию, но прибудет в Украину, извинится ли канадское правительство перед канадскими украинцами за их удержание в лагерях во время Первой мировой войны — об этом и многом другом рассказал господин посол, посетив редакцию «Дня».
— Канада одна из первых признала независимость Украины. Как вы, ее представитель, оцениваете успехи и проблемы этих семи лет?
— Украина совершает сейчас два больших перехода — от авторитарной системы к плюрализму и от государственной экономики к рыночной. Даже один из таких переходов является очень тяжелым, а вы пытаетесь осуществить сразу два. То, что у вас есть трудности, не удивляет ни меня, ни кого другого. Позиция канадского правительства состоит в том, что мы будем поддерживать Украину на пути политических и экономических реформ. Этому есть две причины. Во-первых, события в Европе важны для нас, ведь мы являемся частью этой цивилизации. Именно по этой причине мы стали одними из соучредителей НАТО. В 1999-м исполнится 60 лет с тех пор, как наши вооруженные силы были размещены в Европе. Идея создания этой организации частично обсуждалась между Великобританией и Канадой — мы хотели иметь американские войска на приколе в Европе. По этой же причине мы являемся членом ОБСЕ — организации, которая считает: Европа лежит от Ванкувера до Владивостока. Во-вторых, в наших отношениях срабатывает человеческий фактор — в Канаде живет миллион этнических украинцев, активно участвующих во всех сферах жизни страны. Например, в различные периоды и и.о. главы государства, и заместитель премьер-министра, министр финансов, премьеры двух провинций были украинцами. Мы питаем по отношению к Украине инстинктивное чувство солидарности — это было и во времена СССР, и сейчас, будет и в будущем. Именно поэтому Канада является крупнейшим донором на душу населения Украине, чем кто-либо. Мы также предоставили вам намного больше помощи, чем России. Да, реформы в Украине идут не так быстро, как хотели бы того украинцы или их канадские братья, но свой долг помогать Канада чувствует.
— На начало следующего года была запланирована беспрецедентная канадская экономическая миссия в Украину. Но сейчас известно, что это будет официальный визит премьера Жана Кретьена. Не означает ли понижение ранга визита, что Канада недовольна ходом реформ в Украине, не верит в перспективы украинско-канадского экономического сотрудничества?
— По начальному плану так называемая «команда Канады», в которую входят премьер-министр, премьеры провинций, бизнесмены, должна приехать в Украину, Россию и Польшу. Но кризис в России, а также некоторые экономические трудности в Канаде вынудили нас пересмотреть планы. К тому же было довольно тяжело убедить бизнесменов приехать сюда. Это, безусловно, не означает, что такая миссия невозможна в будущем. Хотя и в январе в Украину вместе с премьером неофициально приедет много бизнесменов. И если Кретьен отказался от поездки в Россию, то, несмотря ни на что, нашел возможность приехать сюда, что также говорит о нашей большой заинтересованности в Украине.
— А какой вообще экономический интерес Канады в Украине? И с какими трудностями сталкиваются канадские бизнесмены здесь, что мешает многим канадцам делать свой бизнес в Украине?
— Нас интересует в Украине прежде всего сельское хозяйство, энергетика, строительство. Препятствуют экономическому сотрудничеству непрозрачность законов и законодательных актов, нарушения так называемой святости контракта — т.е. железного выполнения компанией своих обязательств. Есть и другие проблемы — например, таможенные процедуры, которые в Украине намного сложнее, чем во многих других странах. Тут действуют не совпадающие с мировыми стандарты товаров и услуг, что создает дополнительные трудности. В Украине тяжелее зарегистрировать компанию. Но, невзирая на все трудности, канадцы заинтересованы инвестировать Украину. Потому что она является потенциально очень богатой страной. Мы знаем, что перед Первой мировой войной Украина была одним из крупнейших производителей сельскохозяйственных продуктов, в будущем она может стать крупным экспортером пищевой продукции. Недооценены ресурсы Украины в отрасли энергетики — в течение нескольких лет она в состоянии сама себя обеспечивать электроэнергией. Если сравнить канадские и украинские условия, то у нас для сельского хозяйства маргинальные условия и у нас очень сложная для добывания нефти и газа геологическая структура. Однако у нас созданы очень современные специализированные методики и оборудование, благодаря которым мы лидируем в мире по производству сельскохозяйственной продукции. Наши технологии позволили нам также стать достаточно крупным производителем нефти и газа.
— Господин посол, вы подчеркиваете то, что Украина может стать ведущим производителем сельскохозяйственной продукции. Но в украинском левом лагере остается еще очень много противников частной собственности на землю. Какие аргументы «за» вы могли бы привести?
— Аргументы очень простые. Взгляните лишь на статистику сельского хозяйства в Украине. Только маленький процент земли, приходящийся на фермерские угодья и приусадебные участки, дает половину продукции. Это естественно — ведь люди знают, что работают на себя. Это хорошо видно в Канаде — сельским хозяйством занимается 3 процента населения, которые и всю страну кормят, и зерно на экспорт отправляют. В Украине же в сельском хозяйстве задействован большой процент населения.
— По оценкам некоторых мировых агентств, в Канаде созданы наилучшие условия для жизни среднего гражданина. Исходя из этого, а также из давних связей Украины и Канады, многие украинцы хотели бы сейчас иммигрировать в вашу страну. Но в течение последних лет доля украинцев среди новых иммигрантов составляет менее 1 процента — значительно меньше, чем доля украинцев в населении Канады. С чем это связано?
— Первый принцип работы иммиграционной службы состоит в том, что ко всем относятся одинаково. В отличие от политики некоторых других стран, у нас нет квот на въезд людей определенной национальности. Вот почему количество иммигрантов-украинцев зависит от количества заявлений, полученных нами; фактически за последние четыре года число украинцев, иммигрирующих в Канаду, не уменьшилось. В течение последних лет подавляющая часть иммигрантов приезжает к нам из Азиатско-Тихоокеанского региона. Очень строгие требования предъявляются тем людям, которые являются независимыми иммигрантами. Иммиграция — очень сложный процесс. Иммигрант должен отказаться от значительной части приобретенного опыта, начинать все сначала. В первую очередь человек должен иметь профессию, образование, которые подходили бы для Канады. Также иммигранты должны легко адаптироваться к новым условиям. Это часто означает, что молодым людям легче сменить место проживания. Во-вторых, иммигранты должны учить один из двух официальных языков Канады. Очень важным является здоровье и отсутствие уголовного прошлого.
Первая волна украинской иммиграции прошла в 90-е годы прошлого века, когда Канада искала людей, способных жить в наших климатических условиях и развивать фермерство. Вторая волна была между двумя мировыми войнами, третья — по окончании Второй мировой войны. Сейчас проходит четвертая волна иммиграции.
— Гражданин Канады Степан Бандера в интервью «Дню» говорил, что канадские украинцы до сих пор ожидают извинений от правительства Канады за содержание их в лагерях во время Первой мировой войны. Какова ваша оценка тех событий?
— Фактически в Канаде не существовало политики интернирования украинцев. Во время двух мировых войн были интернированы граждане Германии и Австрии. Да, в Первую мировую войну в такие лагеря могли попасть украинцы с австрийским гражданством. Те же, у кого было другое гражданство, интернированы не были. Прямо против украинцев не применялись никакие меры. Но тема обсуждается в украинской диаспоре. Объясню почему. Во Вторую мировую войну были интернированы граждане японского происхождения независимо от того, были ли они гражданами Японии. Через определенное время после войны правительство Канады подверглось критике за расистский подход в этом вопросе, канадцы японского происхождения получили компенсацию. В результате некоторые канадцы украинского происхождения спрашивают — а как относительно нас? Но 11 ноября этого года мы отмечаем 80-ю годовщину окончания Первой мировой войны. Она начинает превращаться в очень древнюю историю.
— Каким вы видите будущее провинции Квебек?
— В Канаде есть проблема сосуществования различных культур. Это глобальная проблема нынешнего мира, который становится все более тесным. Канада, Швейцария и Бельгия являются примером того, как решить проблемы сосуществования. И в этом, собственно, они могут быть образцом для всего Евросоюза, особенно в процессе интеграции. Квебек культурно проснулся после Второй мировой войны, а с начала 60-х франкоязычные канадцы добивались языкового равенства и улучшения политического статуса провинции в пределах Канады. Сейчас вопрос языкового равенства преимущественно решен. Политический статус Квебека в пределах Канадской федерации все еще обсуждается. Следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, Канада уже является наиболее децентрализованной федерацией в мире. Во-вторых, опрос общественного мнения показывает, что около 70 процентов квебекцев желают только незначительных изменений в федерации. В референдуме 1995 года правительство Квебека предложило не федерацию, а конфедерацию с общим гражданством, валютой, консультативным парламентом и кабинетом, места в которых были бы поровну разделены между провинцией и остальной Канадой. Около 30 процентов, проголосовавших за такое предложение, сделали это только потому, что неправильно его поняли, подумали, что предлагается конституционное дополнение к существующей федерации. Я убежден, что поскольку канадское государство было основано на терпимости и демократии, то мы постепенно решим проблему политического статуса Квебека в пределах Канады.
— По-видимому, еще до приезда сюда вы слышали об украинской коррупции, экологии и тому подобное. Вам не было страшно ехать в Украину?
— Я мог поехать послом и в другие страны, но выбрал именно вашу. О Чернобыле могу сказать только то, что Канада готова внести свой вклад в так называемый «пакет спасения», вы можете на нас рассчитывать.
— У некоторых украинцев, живущих сейчас в Канаде, создалось впечатление, что там Украина ассоциируется только с Чернобылем. Это из-за недостатка информации?
— После долгих лет дипломатической службы я уверен: никто не может хорошо знать страну, пока в ней не поживет. Пресса же очень любит сенсации, катастрофы, скандалы и часто искажает имидж той или иной страны. Однако меня очень удивляет такое восприятие Украины. Я не думаю, что средний канадец считает среднего украинца радиоактивным.
— Господин посол, напоследок расскажите, пожалуйста, в двух словах о себе и о ваших первых впечатлениях от Украины.
— Я по происхождению из «канадского Закарпатья» — Британской Колумбии, имею образование в отрасли истории и в отрасли права. У нас с женой четверо детей. Две наши дочери учатся в университете Британской Колумбии в Ванкувере. Один сын работает в МИД, другой — занимается бизнесом в Ванкувере. Мое главное хобби — страна, в которой я живу. Надеюсь узнать все об Украине — насколько это возможно за три года пребывания здесь. К сожалению, сейчас я больше распаковываю чемоданы, чем хожу в театры. Но с нетерпением ожидаю детального знакомства с замечательной украинской культурой.